В Мире Театра!

Александр Калягин обозначил ключевые проблемы театров. «Съезд проходит в тяжелое время»

В воскресенье, 23 октября, в Москве стартовал VII съезд СТД, от решений которого во многом зависит театральное дело в России в предстоящие годы. И связано это не столько с выборами председателя на последующие 5 лет (никакой альтернативной персоны 169 делегатов съезда называть не стали, единогласно избрав Александра Калягина на новый срок), сколько с проблемами, стоящими перед театральным сообществом.
 
– Вы все понимаете, что такое экономический кризис, какова сегодня ситуация, санкции, противостояние, – начал свой отчетный доклад Александр Александрович. – Все вы смотрите телевизор, думаете о своей семье, о детях, о том, как обеспечить своих близких. Но не менее важно для нас и подумать о том, как мы обеспечим, обустроим, защитим свой второй дом – наш театр. Я это вам рассказываю для того, чтобы вы понимали: съезд проходит в тяжелое время. И давайте вместе подумаем, как жить в этих условиях российскому театру.
 
В понедельник для прений на эту тему посвятят большую часть дня. Артисты и режиссеры, директора и секретари региональных СТД обозначат наиболее острые проблемы современного театра – для того, чтобы совместными усилиями выработать план дальнейших действий. Консолидация – то, что по сей день отличает 140-летнюю деятельность СТД на фоне множества других не устоявшихся союзов. Для сравнения на пленарном заседании прозвучали цифры: в 1990-е годы СТД сумел сохранить все свои 9 здравниц, 2 Дома ветеранов сцены, укрепить и развить социальную поддержку членов Союза. Так, например, за последние 5 лет 130 детей, оставшихся без попечения родителей (членов СТД), получили стипендии на общую сумму 2 млн 424 тыс. рублей. Более 6 тыс. человек отдохнули и поправили свое здоровье в пансионатах и домах отдыха СТД. 3670 человек, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, получили материальную помощь на общую сумму 196 млн 225 тыс. рублей. Александр Калягин приводил эти и другие цифры, постоянно подчеркивая: нельзя останавливаться на достигнутом. И призывал к активному обсуждению проблем («только совместными усилиями удастся что-то решить»).
 
– Театр как никогда нужен нашему времени, нашему зрителю, нашей стране, – подчеркнул он. – А на вопрос, каким ориентирам следовать в своей работе, пусть каждый решает сам. Есть просветительская миссия. Есть легкий путь – развлекать и отвлекать от проблем. Есть и идеологическая миссия – служить намеченному курсу. Пусть каждый художник решает сам.
Главное для нас – обустроить театр в России. Что я называю театральным обустройством? Это все, что способствует творческому процессу, рождению театральных идей, что создает нормальные условия для жизнедеятельности театров. Но если говорить более конкретно, то это, конечно, улучшение материально-технической базы театров.
 
В отчетном докладе Александр Калягин не стал приводить красноречивую статистику, перечислять заслуги СТД перед Россией, а, наоборот, сделал акцент на бедах театрального общества.
 
– В России очень много театров, которым необходим незамедлительный ремонт, – сказал он. – В Якутии для пяти театров из десяти главной проблемой является проблема здания. Вот только послушайте. Камчатский театр кукол располагается в двухэтажной постройке, возведенной в 1940-х годах, в которой сначала находилась казарма, потом конюшня… Ну, это просто безобразие. Единственный детский театр на Камчатке! А еще мы все время говорим о поддержке театров для детей, принимаем государственные программы. Вырыли котлован, не хватило денег, и театр продолжает работать в старом здании.
 
В Приморье ситуация не лучше. Краевой театр кукол нуждается в ремонте. Меня совершенно добивает ситуация в Новосибирске с Театром под руководством Сергея Афанасьева. Я лично встречался с губернатором. Мне было обещано, что строительство скоро начнется. Но одного губернатора сменил другой губернатор. А театра как не было, так и нет.
 
Здания наших театральных вузов тоже не в лучшем состоянии. Даже старейший театральный институт в Петербурге может просто потерять одно из своих зданий. К тому же, это памятник федерального значения. Стройка замерла в 2009 году. Заместитель министра культуры года три назад обещал решить этот вопрос, но в последние полтора года он под следствием, а грибок постепенно доедает один из памятников культуры Петербурга.
 
Александр Калягин не раз повторил в своем докладе, что далеко не всё упирается в деньги. Часто даже в сложной ситуации можно найти выход. И, что касается капитального ремонта и строительства новых зданий, СТД намерен составить подробный реестр театров и со своей стороны, на столичном уровне, помогать в решении проблемы. Особенно это касается театров, которые находятся в глубинке. Как ни странно, нежелание местных властей поддерживать столь важные очаги культуры, порой переходит все мыслимые границы.
 
– Отдельно хочу сказать о Мотыгино, – продолжает Александр Калягин. – Это глухой таежный поселок с населением менее 10 тыс. человек. Находится он в Красноярском крае, который несколько месяцев в году отрезан от основного мира. Напрочь! Руководству города вроде бы надо держаться за этот театр – единственный центр культуры. Но власти не помогают ему, не поддерживают участие в различных фестивалях и более того, готовы были уволить директора. Это просто очередной пример конфликтной ситуации. СТД все время приходится разруливать конфликтные ситуации. Мне тогда написали артисты, вмешалось наше Красноярское отделение. Сам по себе факт возмутительный. Таежный поселок, работает один-единственный театр и к нему такое отношение.
 
Зашла речь и про оптимизацию – свежую тенденцию современной политики в области культуры, которая подарила театрам целый пласт новых проблем. Калягин посчитал важным остановиться на этом подробнее:
 
– Первая оптимизация в отношении театров произошла в Тюмени. Потом эпидемия распространилась по России. В 2013 году губернатор Тюменской области Владимир Якушев подписал распоряжение о реорганизации государственных учреждений культуры. Я пробовал этому помешать. Написал письмо губернатору с просьбой не торопиться – все-таки взвесить все «за» и «против», но не был услышан.
 
В Пскове была создано театрально-концертное агентство, которое объединило театр драмы, театр кукол, филармонию и центр народного творчества. В Краснодаре – творческое объединение «Премьера». В него вошли муниципальный зал «Дворец искусств», краснодарский молодежный театр, новый театр кукол и еще плюс 9 творческих коллектива. В Тюмени объединили филармонию, драматический театр, театр кукол и еще, чтобы вам было весело, дворец культуры «Нефтяник». И теперь директор Тобольского театра кукол ездит подписывать документы и преодолевает 200 км. Мы говорим оптимизация, вроде бы это экономия каких-то средств. Но какая экономия может быть? Человек покидает свое рабочее место на 2-3 дня, берет командировку, билет туда, билет назад, оплачивает гостиницу, проживание. В результате – финансовая неразбериха. И второй год у театра кукол не известно откуда появились долги.
 
В Пскове артисты потеряли творческую пенсию, т.к. они оказались в учреждении с новым названием, а значит у них прервался стаж. Зарплаты ни у кого выше не стали. Никаких преимуществ никто не получил. И тогда возникает справедливый вопрос: зачем было городить все это? Не спросив людей театра и не спросив, прежде всего, СТД. Это лишь один пример, к чему приводят самовольные инициативы. Хотя президент дал поручение правительству обеспечить участие СТД при решении столь важных вопросов, от которых зависят судьбы не только театра, но и его работников.
 
2018 год объявлен в России Годом театра. К этому событию председатель СТД призвал своих коллег тщательно готовиться: из регионов уже поступают предложения. Так, в частности, Нижегородское отделение СТД предложило составить всероссийский рейтинг губернаторов по принципу, как часто они бывают в театре. Ведь, как правило, между личной заинтересованностью губернатора и уровнем финансирования местных театров есть прямая взаимосвязь. Прозвучало также напоминание – активнее создавать при губернаторах совещательные органы по культуре, куда непременно входили бы представители СТД.
 
В первый день съезда докладов было немного (главная задача – выборы и внесение поправок в Устав СТД), но все же несколько выступлений состоялось. И наиболее острую оценку текущих дел дал художественный руководитель Волгоградского молодежного театра, актер «Нового экспериментального театра» Владимир Бондаренко:
 
– Город-герой, который я представляю, не может похвастаться стабильностью в сфере культуры. У нас никакого диалога с властью не получается. Тот совет при губернаторе, о котором говорил Александр Александрович, в Волгоградской области существует 4 года. Причем председатель Волгоградского отделения СТД Отар Иванович его возглавляет. Раньше совет существовал при губернаторе. Позже его сделали при комитете по культуре. Но на него никто не ходит. Мы разработали концепцию культурного развития Волгоградской области до 2022 года. И за три года не сделано абсолютно ничего.

Финансирование театров упало на 40% по сравнению с прошлым годом. А скоро в ноябре Дума будет принимать бюджет следующего года и от нашего финансирования хотят откусить еще 20%. Кроме того, ни в одном театре Волгоградской области (у нас 2 муниципальных и 7 областного подчинения) нет постановочных расходов. Говорю это официально. На постановочные расходы выделяется ноль. Я за свои слова отвечаю.

Если твой коллектив зовут на фестиваль и театр может сам собрать деньги и поехать, то позже его за это еще и поругают. Мне прямым текстом сказали в департаменте культуры (мы были в этом году на фестивале в Мелихово): «Вы что же в такое сложное время разъезжаете? 150 тысяч потратили».

Хотя естественно, мы ездили на внебюджетные деньги. В НЭТе заполняемость зала 90%, в Молодежном – 97%. Мы играем 212 спектаклей в год при труппе в 20 человек. Зал 90 мест. В год зарабатываем 6 млн. Мы не просим: «Дайте, дайте денег». Мы активно работаем. Но все равно это становится все труднее.
У нас единственный регион, где придумали потолок зарплат. Никакой деятель искусства и культуры в Волгограде с 1 января не может получать больше 25 тыс. рублей. Это губернатор издал такое постановление. Причем даже из «внебюджета» не позволяют доплачивать. Это сделано для того, чтобы «внебюджет» пускали на развитие и не просили бюджет. Это же абсурд! Очень прошу вас обратить внимание на эту ситуацию.
 
– Я уже второй раз это слышу и это больно, – ответил Александр Калягин. – Мы знаем из истории, что Волгоград непробиваемый город. Но то была война, все идеально: немцы город не взяли. Прошло много лет и по-прежнему «все идеально»: СТД не может взять этот город. Что делать, не знаю. Может мне надо приехать? Подумаем, поговорим, посоветуемся. Эта беда, которая посетила нас, к сожалению, с назначением нового губернатора.
 
О чем еще говорил Александр Калягин и другие участники съезда 23 октября, посмотреть можно в видеролике на главной странице «Театрала».

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.