В Мире Театра!

Александр Олешко отметил юбилей в кругу друзей. Старый рояль для молодого артиста

– Сегодня перед концертом мне задали вопрос: а будут ли у вас спецэффекты? Я ответил: главный спецэффект у нас есть – все участники поют живьем. Нас таких на эстраде осталось немного: Владимир Зельдин, Иосиф Кобзон, я и иногда Николай Басков.
 
Большой юбилейный вечер Александра Олешко в Колонном зале Дома союзов был построен в традициях старых советских концертов. Но не в смысле пафоса, «красивых слов» и правильных песен. А в том плане, что доброта и искренность проявлялись во всем: и в подобранном репертуаре (под аккомпанемент Симфонического оркестра Минобороны), и в программках, выполненных в ретро-стиле, и в названии «Негасимый свет», и, конечно, в бесчисленных историях из своей биографии, которые актер рассказывал с высокой долей самоиронии.

– В детстве мне казалось, что песня «Александра» из кинофильма «Москва слезам не верит» написана, безусловно, про меня, – сказал Александр Олешко в самом начале вечера. – И что петь надо не Александра, а Александр: он приедет и надышится Москвой. Я действительно до сих пор не могу надышаться этим замечательным городом. Люблю свет его окон, люблю жителей… И потому пригласил вас сегодня в Колонный зал Дома союзов, чтобы сказать спасибо.
В этот момент из зала раздался звучный женский голос:
– Ты талант, Саша! Поэтому мы тебя любим, и ты стоишь на этой сцене.

Не все разглядели, что эту фразу выкрикнула легендарный диктор Анна Шатилова. И потому Александр Олешко поспешил ее поприветствовать, рассказав, что когда-то он и мечтать не мог об этом знакомстве (недавно, например, они вместе вели концерт, посвященный 110-летию Клавдии Шульженко). Вообще в этот вечер в Колонном зале было много людей, которых сегодня нечасто встретишь на торжественных мероприятиях, но благодаря которым любой человек вспоминает о чем-то добром и светлом. Это, конечно, и дикторы (Анна Шатилова, Ангелина Вовк, Алла Данько, Галина Зименкова), и работники цирка, и режиссеры эстрадных концертов…

– У меня сегодня спросили: вас не смущает, что в XXI веке вы решили посвятить свой концерт старым песням? Не боитесь, что это нафталин? – сказал актер. – И я вспомнил, как на подобный вопрос ответил однажды выдающийся театральный режиссер Петр Фоменко. Он сказал: «Знаете, я счастлив, что меня считают нафталином, ведь вокруг так много моли».
А если говорить серьезно, Колонный зал я выбрал не случайно, потому что именно здесь я впервые вышел на сцену в декабре 1991 года (правда, тот концерт шел в соседнем Октябрьском зале).

К разговору о своих первых шагах на профессиональном поприще Александр Олешко возвращался еще не раз в промежутках между исполнением песен, словно иронизируя над тем, как молоды мы были.
– Как я в первый раз оказался на эстраде? – сказал он. – Мы были студентами, никому не нужными. Худые, синие, бесперспективные. Выпустились – нигде ничего нет. Кино нет, спектаклей нет, сериалов нет. Начало девяностых. И вдруг нам говорят: «Будет концерт. Проведете его?» Причем не за деньги, а за еду и плюс бананы. Бананы по тем временам – это вообще предел мечтаний.
– Ну хорошо.
– Но если вдруг пауза, нужно что-то делать.
– А что? Я ничего не умею. Стихи читать?
– Нет, стихи не надо. Но есть трек. Споете «Старый рояль»?
– Да, спою.
И вот идет концерт. Я объявляю одного исполнителя, второго, третьего... Вдруг из-за кулис мне показывают: потяните время, потяните время. Я говорю:
– Дорогие друзья, самое время мне тоже что-нибудь исполнить, и я пою вам песню, впервые прозвучавшую в кинофильме «Мы из Джаза», «Старый рояль». Заиграла музыка. Я спел. Из ста человек, может быть, двое мне поаплодировали. Заглядываю за кулисы. Там показывают: еще, еще, еще. А это самое страшное.
– Вижу, как всем понравилось, – продолжаю я. – И потому эту песню я с удовольствием исполню на бис.
Спел второй раз поклонился. Зрители недоумевают. Краем уха слышу, что где-то фигурирует фамилия Кобзон. Думаю, ну слава богу.
– Дорогие друзья, в нашем концерте народный артист Советского Союза Иосиф Кобзон…
Мне кричат:
– Его нет еще.
Я резко меняю интонацию:
– …Пока не принимает участия. Но я слышал, что Иосиф Давидович знает множество всевозможных песен, он их любит. Музыкальная энциклопедия. И, кстати, говоря, в числе его любимых песен – «Старый рояль». Он ее не поет на концертах, хотя напрасно.
Начинаю петь как Кобзон, потом как Рената Литвинова… Зрители ничего не понимают. Но вынуждены все это видеть и слышать. Смотрю в правую кулису – пустая кирпичная стена и никого нет. В противоположной кулисе то же самое.
– Боже мой, – говорю я, – сколько артистов. Спорят, кто из них выйдет на эту сцену. Давайте, пока они спорят, я с удовольствием спою эту песню с вами, дорогие друзья.
Хотите верьте, хотите нет, но в том концерте я спел «Старый рояль» семь раз. Когда ушел за кулисы, выдохнул с облегчением и понял, что в этот момент я прошел очень важную точку в своей биографии и что мне теперь ничего не страшно.
 

Разумеется, песня-талисман «Старый рояль» прозвучала и на юбилейном вечере (ее Александр Олешко исполнил вместе с Ларисой Долиной). А потом выходили на сцену и Иосиф Кобзон, и Диана Гурцкая, и Валерия Ланская, и Этери Бериашвили…
 
– В детстве я объявлял свой выход: «Поет артист Советского Союза Саша Кобзон». И все давно привыкли, что я хочу быть артистом. Учился я неважно. И когда пришел сдавать физику, наш учитель посмотрел на меня, как на человека третьего сорта и спросил (у него был еврейский акцент):
– Скажите, пожалуйста, это шо, правда, шо ви хотите стать артистом?
– Я очень хочу стать артистом.
– Я даю вам три и чтобы я вас здесь больше никогда не видел.
Прошли годы. Он уехал. Не так давно раздался телефонный звонок. Я не сразу узнал его голос.
– Боже, вы откуда?
– Да, я оттуда.
– А как вы поживаете?
– Это совершенно неважно, как я поживаю. Но я вас все время смотрю по телевизору и, знаете, о чем думаю? Как жалко, что я дал вам тогда три. Если бы я дал вам четыре, мы могли бы с вами общаться.
– Не страшно я приеду к вам в гости.
Как раз у меня намечался сольный концерт в Америке. Пою. Вдруг в самый ответственный момент с огромным букетом наперевес по проходу идет мой учитель физики и всем сообщает:
– Я его учитель! Я его учитель!
Это была встреча программы «Жди меня».
– Как вы поживаете?
– Ну что ты заладил: как я поживаю? Я был учитель, а теперь я извозчик. Ты можешь спеть про меня?
– У меня нет этой песни в репертуаре…
 
И все же учитель подал идею. Теперь знаменитую утесовскую песню старого извозчика Александр Олешко исполняет на своих концертах. Выбор репертуара объясняет просто:
– Я пою те песни, без которых не представляю своей жизни, потому что они были написаны не по бизнес-раскладу, а по велению сердца. Они дарят позитивный настрой.
 
Вообще с позитивом в этот вечер все было в порядке. В зале было множество друзей и коллег актера, и он старался о каждом рассказать какую-то жизнерадостную историю, вспомнить яркий эпизод. Вдруг в какой-то момент цветы артисту вручил пожилой человек. И Александр Олешко сказал зрителям:
– В детстве в своем родном Кишеневе я ходил в цирк. Стоял у кассы. Обожал наблюдать, как покупают билеты. И помню, что возле кассы был крепко, по-советски приклеен плакат, на котором изображался клоун с букетиком цветов.
Я говорил ему:
– Дорогой клоун, я хочу поскорее вырасти и быть в цирке, хочу стать артистом и выходить в свете софитов…
Прошли годы. Несколько лет подряд в Московском цирке Никулина я поздравляю ветеранов Великой Отечественной войны, наших замечательных артистов, с Днем Победы. И ко мне всегда подходит клоун Виктор Коваленко (сейчас ему 86 лет) – говорит теплые слова. И вдруг в какой-то момент путем вычислений и воспоминаний я понимаю, что Виктор Коваленко и тот человек с плаката, это один и тот же человек.
 
Подобных историй Александр Олешко рассказывал еще множество, но по сути своей все они были одного порядка: мечты сбываются, потому что на свете есть цирк, эстрада и, конечно, театр.
– Кто-то выбирает в театре провокацию, обожает эксперименты, – говорит он. – Но лично для меня наш отечественный театр – огромное нераспаханное поле, благодаря которому можно сделать так, чтобы публика возвращалась домой с улыбкой, а не в стрессе. На мой взгляд, это едва ли не самое важное его предназначение.

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.