В Мире Театра!

Алексей Учитель: «Я хотел показать Николая человеком из плоти и крови»

Режиссер фильма «Матильда» — об интересе к последнему императору, протестах общественности и мечте снять фильм о блокаде


Фото: РИА НОВОСТИ/Руслан Шамуков

Определилась дата премьеры нашумевшего фильма «Матильда»: картину представят 6 октября 2017 года в Мариинском театре. О ситуации вокруг картины режиссер фильма Алексей Учитель рассказал в интервью обозревателю «Известий» Анастасии Роговой.

— Почему вы решили сделать фильм именно про Николая II?

Материалы по теме3Поклонская: 20 тыс. человек направили обращения против «Матильды» КультураВ Кремле назвали недопустимыми угрозы в адрес Алексея Учителя ОбществоАлексей Учитель просит защиты от Поклонской у прокуратуры Культура

— Меня давно интересует эта историческая фигура, и я всегда относился к Николаю с безмерным уважением. Я знал, что царская семья канонизирована, но мне хотелось показать Николая не как статую, а как живого человека из плоти и крови. В 26 лет, еще не будучи императором, он мог влюбиться, испытывать сильные эмоции и переживания. На мой взгляд, если показать его именно так — со всеми человеческими страстями, его значимость только возрастет.

— Некоторые наши соотечественники усмотрели в этой истории любви покушение на светлый образ государя…

— У меня никогда не стояло задачи опорочить императора. Я ни секунды не сомневался, что мы идем по правильному пути, и даже представить себе не мог, что столкнусь с таким непониманием. Дошло до того, что говорят, будто любовь Кшесинской и Николая я сам придумал.

— Но вы же основывались на реальных исторических документах?

— Конечно. На дневниках Кшесинской и Николая. Допустим, Кшесинская еще могла что-то придумать в своих записях, и отсылки к ним могут быть спорными, но есть же дневники и письма самого Николая... Деталей их взаимоотношений мы можем не знать, но для того и существует художественный вымысел. Который, конечно, не должен выходить за рамки приемлемого.

— Один из рекламных роликов фильма вызвал бурную реакцию общественности. Вы ее сознательно провоцировали?

— Разумеется, я хотел бурной реакции — но только зрительской. Я вполне готов прислушаться к умным советам и комментариям. Но когда перевирают абсолютно все, даже не видя фильм… Меня больше всего удивляет, что в некоторых храмах висят листочки с призывом собирать подписи против «Матильды», которая еще не вышла в прокат! Ленту никто не видел.

Почему призывают прихожан вмешиваться в работу режиссера? Никакое вмешательство в творческую работу режиссера, писателя, художника недопустимо. Если человек преступает закон — пропагандирует в своем произведении насилие и тому подобное, тогда другое дело. Но в нашем фильме никаких нарушений законодательства нет. Мы беседовали с представителями прокуратуры. Они сами удивлены, что им приходится этим заниматься.

— Так был же запрос от депутата Натальи Поклонской.

— Я считаю, что подобные прецеденты с обращением в прокуратуру надо пресекать. В российской истории есть много противоречивых личностей. Про них пишут книги, ставят спектакли, снимают кино, создают живописные полотна. И что если кому-то что-то вдруг не понравится, все теперь будут сразу в Генпрокуратуру писать? Это ведь абсурд. Неужели у прокуроров нет более серьезных дел?

Существует же Министерство культуры, комитет по культуре в Госдуме, которым руководят уважаемые люди, можно было обратиться туда. Мы не нарушили ни одного закона. Наоборот, прокуратуре стоит пресечь деятельность тех организаций, которые пытаются запугать кинотеатры угрозами поджога и расправами. Вот это уже — чистый криминал.

— Почему, на ваш взгляд, именно вокруг последнего императора разгорелись такие страсти?

— Для меня самого это загадка. Может быть, потому, что снова наступил 17-й год, и мы отмечаем столетие революционных событий — вот ракурс общественного внимания и сместился в сторону нашего фильма. Но, кстати, ни Февральской, ни Октябрьской революций в «Матильде» нет. Меня вот еще что удивляет: по телевизору открыто показывают реалити-шоу «Дом 2» — почему здесь никто не видит пропаганды разврата?

Это не оскорбляет чувств верующих? Повторюсь, я только рад обсуждениям, я охотно воспринимаю разные мнения, в том числе довольно резкие, — но только если тот, кто критикует, хотя бы видел фильм! А набрасываться на картину после трейлера, где показали один-единственный поцелуй, — это по меньшей мере непрофессионально и непорядочно даже со зрительской точки зрения. Не говоря уже о людях, занимающих государственные посты.

— Вы не обсуждали этот инцидент с Натальей Поклонской лично?

— Нет, хотя я открыт к любым встречам и с удовольствием приглашу ее на премьеру в Мариинский театр. Буду рад дать Поклонской лучшие места. Моя мечта — чтобы она сидела рядом с замечательным актером Ларсом Айдингером, сыгравшим царя. Думаю, свое мнение о его актерском таланте она бы переменила.

— Ситуацию вокруг «Матильды» можно считать новым проявлением цензуры?

— Знаете, за последние 25 лет никто и никогда не требовал изменить фильм вопреки моей воле. Последний раз такое было с документальной лентой «Рок», когда меня в Госкино заставляли вырезать один эпизод, но и его удалось отстоять. Сегодня официальной цензуры у нас нет. Повторюсь: любые активисты могут выражать свое мнение сколько угодно. Но если это будет в такой агрессивной форме — государство должно это пресекать.

Я уверен, что этот процесс не станет бесконтрольными градус протестов снизится.Такого допускать в нашем обществе нельзя. И я говорю далеко не только о «Матильде». Надо вести разъяснительную работу с людьми. Это всё от бескультурья происходит. Но я верю в разум.

— Не пропало ли у вас после этого желание снимать исторические картины?

— Напротив, я считаю, что нельзя склонять голову перед такими ситуациями, а надо фильмами, книгами, спектаклями делать людей лучше, чище и добрее, даже с помощью негативных моментов — это основная задача любого вида искусства. Другое дело, что я собираюсь снимать не только исторические картины.

— Какой еще период истории вас интересует как кинорежиссера?

— Я давно мечтаю найти хороший литературный и сценарный материал о блокаде Ленинграда. Мой интерес к теме связан с моим отцом, который все это пережил. Пока, на мой взгляд, нет ни одного художественного фильма, который бы достаточно правдиво и на высоком художественном уровне рассказал об этом. А уж там столько противоречий было, столько всего жуткого, что страшно на экран выносить…

Это не значит, что я хочу показать в кино только ужасы, вовсе нет, — просто я знаю, как много настоящих, потрясающих человеческих историй скрывается за всем этим. Особенно меня интересует факт исполнения Ленинградской симфонии Шостаковича в блокадное время. Посмотрим, может, моя мечта сделать такой фильм сбудется.

Справка «Известий»Алексей Учитель — народный артист России, лауреат премий «Ника», «Золотой орел», обладатель Гран-при фестиваля «Кинотавр». Среди его фильмов — «Край», «Пленный», «Восьмерка», «Космос как предчувствие», «Прогулка», «Дневник его жены», «Мания Жизели».

 

 

Известия

© В МИРЕ ТЕАТРА

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.