В Мире Театра!

Анатолий Эфрос — жизнь и творчество советского режиссёра театра и кино

Эфрос Анатолий Васильевич (годы жизни - 1925-1987) - советский режиссер театра и кино, а также педагог. В 1976 году он получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Личная и творческая жизнь Анатолия Эфроса была разной...

Семья и юные годы Анатолия Эфроса

Анатолий Васильевич родился в Харькове 3 июня 1925 года. Семья его отнюдь не принадлежала к театральной среде. Родители Анатолия работали на авиационном заводе. Тем не менее будущий режиссер с детства увлекался театром. Он интересовался Станиславским, читал о его спектаклях. После окончания школы Анатолий Васильевич начал учиться в Москве. Он посещал студию при театре им. Моссовета.

Учеба в ГИТИСе

Эфрос Анатолий Васильевич в 1944 году поступил в ГИТИС, на режиссерский факультет (курс М. О. Кнебель и Н. В. Петрова). В 1950 году он его окончил. Дипломный спектакль Анатолия Васильевича - "Прага остается моею", созданный по тюремным дневникам Ю. Фучика. Выбор мастера и курса оказался счастливым для Эфроса: Кнебель, отличный педагог и ученица Станиславского, сумела передать ему умение тонко понимать психологический театр. На всю свою жизнь Анатолий Васильевич остался приверженцем искусства "переживания". Он развивал и творчески перерабатывал систему Станиславского, а также его методы работы с актером.

Первые спектакли, работа в ЦДТ

Анатолий Васильевич поставил первые свои спектакли в Рязанском театре, а в 1954 году занял должность главного режиссера московского Центрального Детского театра. ЦДТ (сегодня это Молодежный театр) при Эфросе начал ставить спектакли не только для детей. Сюда пришли молодые актеры, имена которых прославили позднее российскую сцену: О. Табаков, О. Ефремов, Лев Дуров. И Анатолий Эфрос помог раскрыться этим талантам. Именно в ЦДТ в 1950-е годы были заложены основные принципы нового театра нашей страны.

С именем В. Розова (на фото в центре), драматурга, связан важный этап раннего творчества Анатолия Васильевича (на фото слева), а также российского театра вообще. Множество пьес этого автора поставил Эфрос: в 1957 году - "В поисках радости", в 1960 - "Неравный бой", в 1962 - "Перед ужином". Позднее, во время работы Анатолия Васильевича в театре Ленинского комсомола, в нем в 1964 году был показан "В день славы", а в 1972 году в театре на Малой Бронной состоялась премьера "Брата Алеши" по Федору Достоевскому. В ЦДТ одним из первых спектаклей Анатолия Васильевича стала пьеса 1955 года "В добрый час!" (Розова). В ней режиссер очень сблизился с О. Ефремовым.

Безусловно, спектакль этот сыграл важную роль в разработке концепции "Современника", самого популярного в 1950-х годах российского театра. Он открылся через два года пьесой "Вечно живые" Розова в постановке Ефремова. Безусловно, Эфроса можно считать одним из основоположников данного театра. Еще одно свидетельство этого - то, что Анатолий Васильевич поставил в "Современнике" один из первых спектаклей - "Никто" (Э. де Филиппо) с Лидией Толмачевой и Ефремовым.

Эфрос как режиссер

Феномен Эфроса, который сопутствовал режиссеру на протяжении практически всей его жизни (кроме заключительного ее периода) заключался в том, что слава его была не массовой и громкой. Анатолий Васильевич не был эпатажным или "модным" режиссером. В то время гремели другие имена - О. Ефремова (в 1960-е годы), Ю. Любимова (в 1970-е). Они являлись кумирами (и вполне заслуженно) театральной публики тех лет.

Однако творческий авторитет Анатолия Эфроса в среде профессионалов (режиссеров, актеров, драматургов, критиков) был очень велик. Безусловно, спектакли его пользовались успехом у зрителей, их с удовольствием смотрели и любили многие. Однако оценить в полной мере все новаторство и глубину "негромкой" режиссуры Анатолия Васильевича могли именно профессионалы, которые хорошо знали изнутри театр. Показательно, что почти все актеры, которые работали вместе с Эфросом, вспоминали об б этом сотрудничестве как о настоящем счастье. Очень высокий уровень признания, наверное, высший, - не просто стать уже при жизни прославленным режиссером, но и легендой для коллег, которые обычно не очень-то склонны к публичным восторженным оценкам.

Личная жизнь Анатолия Эфроса

Со студенческой скамьи великий режиссер А. Эфрос и лучший театровед и театральный критик 1960-80-х годов Н. Крымова были рядом. Союз их был не просто супружеским, это был мощный творческий тандем, определявший долгие годы судьбу русского театра. У них родился сын Дмитрий, который стал режиссером и театральным художником.

Работа режиссера в театре им. Ленинского комсомола

Анатолию Эфросу удалось сделать популярным ЦДТ. После этого его назначили в театр им. Ленинского комсомола главным режиссером (в 1963 году). Этот театр переживал тогда трудные времена. Вернуть любовь зрителей ему должен был Эфрос - на это рассчитывало Управление культуры. Целая плеяда талантливых актеров была собрана под знамена Анатолия Васильевича. Имена их сразу же прославились на всю театральную Москву во многом благодаря такому талантливому режиссеру, как Анатолий Эфрос. И Ольга Яковлева, и А. Збруев, и другие известные артисты (А. Дмитриева, Ю. Колычев, М. Державин, А. Ширвиндт, В. Ларионов, Л. Дуров и др.) пользовались большой популярностью. Зритель вернулся в театр.

Настоящими событиями становились многие спектакли, в их числе: 1964 года "В день свадьбы" и "104 страницы про любовь", 1965 года "Мой бедный Марат" и "Снимается кино...", 1966 - "Чайка" и "Мольер". Лирико-драматические постановки Эфроса (отнюдь не публицистические!) по современной драматургии (Радзинский, Розов, Арбузов) являлись предельно аккуратными. Они были сгустками экзистенциальных проблем интеллигенции того времени, размышлениями о том, какое место отведено в обществе личности. Однако не менее актуальными были и классические постановки Анатолия Васильевича, и это при том, что насильственного "осовременивания" в них не было. Это вызвало недовольство. Анатолий Эфрос был отстранен от руководства этим театром в 1967 году.

Эфрос становится режиссером театра на Малой Бронной

Он стал очередным режиссером теперь уже театра на Малой Бронной. Однако скромная должность не помешала тому, что театр сразу же после прихода Анатолия Васильевича стали называть "театром Эфроса". Не только все 17 лет работы в нем этого режиссера он нес его имя, но и много лет спустя. Эти 17 лет были для Анатолия Эфроса счастливыми, хотя и трудными. Положительная сторона в должности очередного заключалась в том, что она давала возможность максимально сосредоточиться на своей профессии.

Эфроса окружила отличная труппа - из Ленкома вслед за ним ушли некоторые актеры. Все, кто работал у Анатолия Васильевича, считали себя его учениками, даже те, кто не учился в ГИТИСе на его курсах (он преподавал там с перерывами с 1964 года). На Малой Бронной работали одновременно В. Гафт, Л. Дуров, О. Яковлева, Н. Волков, М. Ширвиндт, Л. Броневой, Л. Круглый, М. Державин, О. Даль, А. Петренко, С. Любшин, Е. Коренева, Г. Мартынюк, Г. Сайфулин, М. Каневский. Годы сотрудничества с Эфросом для многих из них стали по-настоящему звездными. Постепенно театр, находящийся на Малой Бронной, становился центром духовной жизни столицы - и это при том, что была Таганка. Спектакли Анатолия Эфроса звучали весомым и внятным контрапунктом его постановкам. Театральный режиссер А. Эфрос был художником, а не политиком. Его современность перекликалась с вечностью.

Взаимоотношения с Ю. Любимовым

В 1970-е годы взаимоотношения Эфроса и Любимого (на фото выше) были корпоративно-уважительными. Анатолий Эфрос в 1973 году поставил спектакль под названием "Всего несколько слов в защиту господина де Мольера". Главную роль в нем исполнил Ю. Любимов. Тот, в свою очередь, пригласил в театр на Таганке А. Эфроса на постановку пьесы "Вишневый сад". Новый опыт работы дало таганковским актерам участие в ней.

Спектакли по классическим и современным пьесам, поставленные в театре на Малой Бронной

А постановки на Малой Бронной становились настоящими легендами - главным образом классика. "Ромео и Джульетта", "Три сестры", "Отелло", "Женитьба", "Месяц в деревне", "Дон Жуан", "Брат Алеша" - каждый из них был современным и неожиданным спектаклем, в каждом его участники раскрывали новые грани своего таланта. Однако театр Анатолия Эфроса к своим серьезным художественным победам относит также и спектакли, поставленные по современным пьесам: "Сказки старого Арбата", "Счастливые дни несчастливого человека", "Директор театра", "Лето и дым", "Человек со стороны" и др. Анатолий Васильевич много работал в этот период на телевидении, искал новые средства выразительности. Он также много писал, на бумаге фиксируя размышления о будущем и настоящем театра.

Политические игры

Несмотря на то что А. Дунаев, работавший в театре на Малой Бронной главным режиссером, его всячески поддерживал, спектакли Эфроса нередко запрещались. Однако Анатолий Васильевич старался жить, категорически избегая и как будто не замечая политических игр, которые считал недостойными театра. Эфрос не режиссер-трибун. Современность его постановок достигалась благодаря поднимаемым проблемам нравственного поиска тогдашней интеллигенции, кумиром которой он постепенно становился.

К середине 70-х годов режиссер Анатолий Эфрос начал считаться опальным. В его постановках на современную тему было нетрудно найти социально-политические аллюзии - и они запрещались, как, например, "Обольститель Кокобашкин". Однако с классикой было не так просто - и Анатолия Эфроса начали обвинять в том, что он ее искажает. Работа на Малой Бронной была последним довольно спокойным этапом карьеры режиссера.

Тяжелые годы работы в театре на Таганке

И. Коган, директор этого театра, в 1983 году объявил Эфросу войну. В 1984 году Анатолий Васильевич его покинул. Однако он не просто ушел - Эфрос стал работать в театре на Таганке главным режиссером, на этом посту заменив Ю. Любимова. Особенно драматичным стал именно этот период его жизни. Анатолий Васильевич всегда оказывался так или иначе втянутым в политические игры, несмотря на то, что всегда сторонился их. Впервые его спектакли стали оцениваться по социальным, а не по художественным критериям.

Нелегкая участь ожидала такого режиссера, как Анатолий Эфрос. Биография его в это время отмечена непониманием со стороны коллег. Нового руководителя коллектив театра не принял. Безусловно, свою роль сыграло здесь и отношение Ю. Любимова, который посчитал штрейкбрехерством приход в него Эфроса. Любимов громко заявил о том, что его коллега совершил "предательство". Немногие таганковские актеры оказались способны к сотрудничеству с Эфросом - В. Смехов, В. Золотухин, А. Демидова. Другие же объявили жестокий бойкот. Самые некорректные методы борьбы пошли в ход. Через сопротивление всей труппы были поставлены последние спектакли Анатолия Васильевича - "Вишневый сад", "Мизантроп", "На дне", "Прекрасное воскресенье для пикника". Многие участники этого конфликта позднее заявляли, что были неправы. Однако это произошло намного позже.

Смерть А. Эфроса

Анатолий Эфрос 13 января 1987 года скончался от инфаркта. Сегодня имя Анатолия Васильевича стало частью истории театрального искусства нашей страны, наряду с такими великими именами, как К.С.Станиславский, В.Э.Мейерхольд, Е.Б.Вахтангов, А.Я.Таиров.

fb.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.