В Мире Театра!

Балерина Тамара Туманова: биография, работы в театре и кино

Тамара Туманова — прославленная балерина, покорившая мировую сцену своей грацией и непревзойдённой техникой исполнения танца.

Биография балерины Тамары Тумановой

Появившись на свет в Советской России, она некоторое время жила во Франции, а затем переехала в США. Туманова выступала на лучших балетных сценах планеты, сотрудничая с такими всемирно известными хореографами, как Джордж Баланчин, Серж Лифарь, Леонид Мясин. Получив известность и признание ещё в подростковом возрасте, она вошла в число выдающихся балерин прошлого столетия.

Мать и отец балерины

Тамара Владимировна Туманова (при рождении — Хасидович) появилась на свет в 1919 году в вагоне поезда, которым её мать Евгения Дмитриевна следовала в Сибирь, спасаясь от преследований советской власти. Мама будущей балерины имела знатное происхождение и принадлежала к древнему грузинскому княжескому роду Туманишвили (Тумановых).

Отцом Тамары был полковник царской армии и обладатель Георгиевского креста Владимир Хасидович. На Евгении он женился в феврале 1918 года в Тифлисе. Хасидович принимал участие в русско-японской и Первой мировой войнах, в ходе которых получил 2 серьёзных ранения. В 1920 г. он издал книгу собственных воспоминаний о боевых действиях русско-японской войны.

Некоторые биографы Тамары Тумановой предполагают, что настоящим её отцом мог быть первый супруг Евгении Дмитриевны Константин Захаров. Однако эта версия не нашла своего официального подтверждения.

Раннее детство, знакомство с балетом

Первые 18 месяцев жизни Тамару воспитывала только мать. Когда девочке исполнилось полтора года, её родителям, разлучённым революцией, наконец удалось встретиться и временно перебраться в Шанхай. Здесь маленькая Тамара впервые побывала на выступлении прославленной балерины Анны Павловой, дававшей гастроли по Дальнему Востоку. Увиденное зрелище произвело на девочку неизгладимое впечатление и уже в те ранние годы поселило у неё в душе любовь к танцу.

Жизнь во Франции: балетная школа, первые выступления

В начале 1925 года Хасидовичи переехали сначала в Каир, а затем в Париж. Обосновавшись во французской столице, они отвели Тамару в школу балета прославленной русской балерины Ольги Иосифовны Преображенской. Юная танцовщица поражала окружающих своей экзотической внешностью, природной грацией, ответственностью и нехарактерным для ребёнка трудолюбием. Заметив в своей ученице огромный творческий потенциал, мадам Прео (так в Париже называли Преображенскую) предложила ей сменить фамилию Хасидович на более звучную. Недолго думая, маленькая балерина выбрала себе творческий псевдоним Туманова, образованный от девичьей фамилии её мамы.

Талант Тамары не остался незамеченным окружающими. Балетная школа была её первой ступенью к мировому успеху. Проучившись у Преображенской совсем немного, шестилетняя балерина получила личное приглашение от величайшей примы Анны Павловой выступить на её гала-концерте. Это событие произошло в июне 1925 года в парижском дворце Трокадеро и положило начало творческой карьере актрисы.

В 9-летнем возрасте состоялся дебют Тумановой в балетной постановке L'Éventail de Jeanne, проходившей в театре Парижской оперы. Публика была потрясена танцевальными способностями девочки и после выступления наградила её долгими и восторженными овациями. Знатоки искусства уже тогда понимали, что Тамара Туманова — балерина от Бога, и впереди её ожидает небывалый успех и всемирное признание.

Начало звёздной карьеры Тамары Тумановой

В начале 30-х годов знаменитый хореограф Джордж Баланчин увидел Тамару во время выступления и пригласил её танцевать в труппу «Русские балеты Монте-Карло», возглавляемую полковником де Базилем. Вместе с Тумановой в состав коллектива вошли ещё две молоденьких балерины русского происхождения — Татьяна Рябушинская и Ирина Баронова. Трио талантливых девушек полюбилось поклонникам балета и за свой юный возраст получило в народе название «бэби-балерины». Саму Туманову за шелковистые тёмные волосы, карие миндалевидные глаза и нежную смуглую кожу нарекли Чёрной жемчужиной русского балета. Это прозвище закрепилось за ней до конца жизни.

Начав выступать на профессиональной сцене, Туманова стала основным кормильцем в семье. После переезда в Париж её родители жили очень бедно и часто не имели денег даже на еду и необходимые вещи. Заработки дочери позволили им выбраться из нищеты и вернуться к пристойной жизни.

Всемирная слава

В составе труппы Тамара много гастролировала, везде, где бы она ни появлялась, её выступления заканчивались громогласными аплодисментами восторженной публики. Она танцевала в Ла Скала, Парижской опере, Ковент-Гардене, сотрудничала со многими знаменитыми хореографами. Специально для неё создавали роли в своих постановках Леонид Мясин, Джордж Баланчин, Михаил Фокин и Серж Лифарь, а выступать с ней на одной сцене считали для себя честью многие знаменитые танцоры балета. В 30-х годах она исполняет ведущие партии в «Волшебной лавке», «Бале», «Фантастической симфонии», «Жизели». Всего за несколько лет слава о ней распространилась далеко за пределы Европы. Поклонниками таланта балерины были Сергей Прокофьев, Пабло Пикассо, Марк Шагал и многие другие деятели искусства того времени.

Личные качества балерины Тамары Тумановой

Люди, которым приходилось тесно общаться с Тумановой, вспоминают, что она не была такой, как многие знаменитые балерины. Тамара Владимировна отличалась серьёзностью, невероятным трудолюбием и повышенной требовательностью к себе и окружающим. Ей были чужды заносчивость, капризы и взбалмошные выходки, которые могли себе позволить другие мировые знаменитости. Твёрдый характер и полная самоотдача искусству позволили Тумановой стать одной из лучших балерин своего времени.

Эмиграция в США

В 1937 г., находясь на пике популярности, Тамара Владимировна вместе с родителями покидает Париж и переезжает в Америку. Обосновавшись в Калифорнии, она продолжает выступать с труппой «Русские балеты Монте-Карло». В 1939 г. Туманова своим участием в музыкальном спектакле «Звёзды в твоих глазах» покоряет искушённую зрелищами бродвейскую публику и становится бесспорной примой. Знаменитые балерины того времени пытались подражать её технике исполнения, однако большинству из них было далеко до Чёрной жемчужины.

В апреле 1942 г. актриса балета обращается к властям США с просьбой о предоставлении ей американского гражданства на имя Тамары Тумановой (по документам она продолжала носить фамилию Хасидович). Заявление о смене фамилии и получении гражданства подали также и её родители. В августе 1943 г. ходатайство семьи Хасидовичей было полностью удовлетворено. Отныне Тамара, её мать и отец стали гражданами США и получили право носить фамилию Тумановы.

Творческая жизнь в 40—60-х годах

Балетная карьера Тумановой продолжалась до конца 60-х годов. Живя в США, она продолжала активно гастролировать по миру. Балерина исполняла ведущие партии в «Дон Кихоте», «Щелкунчике», «Лебедином озере», «Семи смертных грехах», «Жар-птице», «Федре» и прочих балетных постановках. В 1956 году русская прима была приглашённой звездой на бракосочетании принца Монако Ренье и голливудской актрисы Грейс Келли. Тамара Туманова любила яркие сценические платья, необычные причёски и грим. Созданный специально для неё модельером Варварой Каринской костюм Лебедя стал образцовым нарядом для исполнения этой роли.

Съёмки в кино, замужество

Вскоре после переезда в Калифорнию знаменитой балерине стали предлагать роли в кино. Её дебютом на большом экране считается роль гадалки в короткометражном фильме-балете «Испанская фиеста», снятом в 1942 году. Хореографом киноленты выступил Леонид Мясин, с которым Туманову связывали долгие годы сотрудничества.

В 1944 году балерина-актриса снялась в главной роли в голливудской военной драме «Дни славы». Партнёром Тумановой по этому фильму стал легендарный американский актёр Грегори Пек, с которым у неё в процессе съёмок вспыхнул бурный роман. Однако влюблённым не суждено долго быть вместе. Вскоре после расставания с Пеком Туманова стала женой продюсера и сценариста «Дней славы» Кейси Робинсона. Совместная жизнь с ним продлилась 10 лет (с 1944 по 1954 год) и принесла балерине роли в его кинолентах «Сегодня мы споём», «Глубоко в моём сердце» и «Приглашение на танец». Туманова боготворила своего супруга, однако не смогла удержать его возле себя до конца жизни. После развода Робинсон вернулся к своей бывшей жене, а Тамара Владимировна решила больше не связывать себя ни с кем узами брака. Детей у неё не было.

Последние работы в кино

В 1966 г. фильмография Тумановой пополнилась политическим триллером Альфреда Хичкока «Разорванный занавес». В нём Тамара Владимировна сыграла роль стареющей балерины-шпионки, не желающей мириться с тем, что её популярность осталась в прошлом. Кроме Тумановой, в киноленте снялись голливудские звёзды Джули Эндрюс и Пол Ньюман. Хоть «Разорванный занавес» был назван кинокритиками не самой удачной режиссёрской работой Хичкока, он получил неплохой успех в прокате, принеся создателям более 6 млн долларов дохода. Туманова, которой на момент съёмок фильма было 46 лет, показала всем своим поклонникам, что она остаётся в великолепной физической форме и по-прежнему полна энергии.

На закате своей карьеры Туманова снялась в приключенческой комедии Билли Уайдера «Частная жизнь Шерлока Холмса». В фильме, вышедшем на телеэкраны в 1970 г., она воплотила на экране образ балерины мадам Петровой. Кинолента получила разные отзывы, однако практически все телезрители отметили великолепную игру в ней Тамары Тумановой и согласились с мнением кинокритиков о том, что русская дива даже в зрелом возрасте остаётся невероятно красивой и грациозной женщиной. Закончив свою работу в детективе «Частная жизнь Шерлока Холмса», Туманова прекратила появляться на публике. К тому времени она уже завершила карьеру балерины, уступив место на сцене более молодым актрисам.

Смерть Тумановой

После ухода из балета и кинематографа Тамара Владимировна перестала общаться с журналистами, не устраивала пышных торжеств и не принимала гостей. Последние годы своей жизни великая балерина проживала в собственном доме в Санта-Монике (США). Скончалась Тамара Туманова на 78 году жизни в мае 1996 года. Накануне смерти она передала в дар Академии русского балета в Санкт-Петербурге часть своих сценических костюмов. Похоронили Чёрную жемчужину русского балета на престижном голливудском кладбище Hollywood Forever в могиле её мамы Евгении Дмитриевны.

fb.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.