В Мире Театра!

Балет Иван Грозный: история постановки, сюжет, отзывы

Каждый год театральные вузы выпускают все новых режиссеров. Каждый год театры ставят все новые спектакли. Какие-то выстреливают и завоевывают любовь зрителя, какие-то проходят мимо. Но настоящий фурор производят лишь единицы. Балет Иван Грозный из их числа.

2053083

Рождение балета Иван Грозный

В середине двадцатого века свет увидел фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Замечательную мелодию к нему написал Сергей Прокофьев, а озвучивать помог дирижер Абрам Стасевич. Именно он, восхитившись чудесной музыкой Прокофьева, и подумал впервые о том, чтобы на основе данной музыки сделать спектакль.

Еще в начале шестидесятых годов он составил ораторию (несколькими годами ранее разрешение «делать, что хочешь» он получил от самого автора), а позже озвучил свою идею двум людям – музыкальному редактору Михаилу Чулаки и художнику-постановщику Юрию Григоровичу. По их воспоминаниям, данная мысль была актуальна именно потому, что и в фильме, и в музыке имелись большие возможности для хореографии, танец словно рождался из воздуха. Григорович позднее говорил, что именно и исключительно от музыки он отталкивался в создании либретто балета «Иван Грозный».

В начале семидесятых Абрама Стасевича не стало, но Чулаки и Григорович самостоятельно продолжили работу над будущим балетом. Помимо оратории Стасевича, в канву произведения музыкальный редактор органически вплел еще три композиции Сергея Прокофьева.В результате

«Иван Грозный» – это балет в 2 актах. Это история, которая крутится вокруг трех реально существовавших персонажей – молодого Ивана Четвертого (будущего Грозного), его супруги царицы Анастасии и ближайшего соратника Андрея Курбского. Поначалу это должен был быть именно исторический спектакль, но впоследствии от этой идеи отказались, и на выходе получилась история о любви великого русского царя. Интересно, что сперва роли Курбского в либретто балета «Иван Грозный» вообще не было прописано, однако по зрелому размышлению Григорович ввел его в сюжет – и не прогадал, спектакль получился лишь насыщеннее и динамичнее.

«Иван Грозный» был готов к началу 1975 года и стал по тем меркам крайне необычным явлением в балетном мире: балеты, полностью основанные на русских сюжетах, да еще и на историческую тему – огромная редкость. Уникальность данного спектакля, помимо прочего, заключается также и в демонстрации жизни всей страны в то далекое трудное время.

Немного о создателях балета

Автором балета «Иван Грозный» обычно называют Юрия Григоровича. Его заслуга действительно велика. К моменту работы над данным произведением за плечами у мастера были уже такие спектакли, как «Каменный цветок», «Лебединое озеро», «Спартак», «Щелкунчик» и другие, поставленные им на подмостках различных театров и шедшие там с большим успехом. Григоровича, народного артиста Советского Союза и Героя Социалистического труда, по праву называют одним из выдающихся хореографов прошлого столетия. Кстати, маэстро здравствует до сих пор и в январе нынешнего года отметил девяностолетний юбилей.

Ушедший из жизни в 1953 году Сергей Прокофьев к балету «Иван Грозный», строго говоря, отношения сам не имеет – в создании спектакля он не участвовал. Однако если бы не его прекрасная музыка, вдохновившая других, ничего не было бы вообще. Поэтому его также можно назвать автором балета «Иван Грозный». Прокофьев был народным артистом РСФСР, лауреатом Ленинской и Сталинской премий, создателем множества сочинений в самых разнообразных жанрах.

Нельзя не сказать и про композитора балета "Иван Грозный" Михаила Чулаки. До 1970 года он являлся директором Большого театра, был профессором Московской консерватории, автором нескольких балетов, издал мемуары и книгу об инструментах симфонического оркестра.

Художник балета «Иван Грозный» Симон Вирсаладзе – тоже колоритная фигура. Те, кому довелось с ним сотрудничать, вспоминают о нем как о «последнем из могикан», человеке, удивительно тонко чувствовавшем режиссуру спектакля и сценическое пространство. Он творил шедевры прямо на актере, «на глазах у удивленной публики». Так больше не работал никто. Вирсаладзе был главным художником театра оперы и балета в Санкт-Петербурге, лауреатом Ленинской и Сталинской премий, трудился художником в различных театрах России и Грузии (по национальности был грузином), оформил множество великолепных спектаклей.

Отдельного упоминания заслуживает также идейный вдохновитель балета «Иван Грозный» Абрам Стасевич, уважаемый дирижер, деятель искусств. Будучи большим поклонником Прокофьева, он дирижировал его музыкой во многих произведениях искусства. Работал в Большом Симфоническим оркестром Союза, гастролировал в США.

Балет «Иван Грозный»: краткое содержание

Как уже упоминалось, все действие разворачивается вокруг Ивана Грозного, Анастасии и Андрея Курбского. В первом акте молодой Иван начинает свое правление (перед зрителем 1547 год, Ивану семнадцать лет), чем крайне недовольны бояре, сами метившие на его место. Новый царь должен выбрать себе супругу – и он выбирает Анастасию, к которой питает симпатию и соратник Ивана Андрей Курбский. На Русь нападают чужеземцы, начинается битва, во главе которой молодой царь и Курбский. Войско царя одерживает победу и триумфально возвращается домой, но радость преждевременна: неожиданная болезнь сражает Ивана. Бояре с надеждой ждут освобождения престола, однако царь справляется с недугом и готов поквитаться с обидчиками.

2053087

Второй акт начинается с заговора бояр против царя, и Андрей Курбский также принимает в нем участие. Первой жертвой заговора становится отравленная Анастасия, Курбский сбегает из страны, народ начинает бунт. Иван тяжело переживает утрату, его гнев страшен. Новому окружению из опричников он приказывает расправиться с боярами. Происходит суровый суд. В конце спектакля Иван Грозный остается в одиночестве, потеряв все, кроме власти (это 1568 год, царю уже тридцать восемь).

Симпатии постановщика на стороне царя, и это тоже необычно – террор Грозного, как правило, порицаем, но Григорович не осуждает его, считая жестокость необходимой в том случае. Как ни странно, но согласились с подобной трактовкой и цензоры (в советское время любое произведение должно было пройти непременную цензуру – разрешение на выход в свет), назвав детище Григоровича «эпохальным».

Центральные персонажи

Как уже говорилось, главных действующих лиц трое, но «самый главный» среди них, разумеется, царь Иван Четвертый. Не потому, что царь, но потому, что спектакль ярко показывает преображение характера – от молодого юноши, еще почти мальчишки, счастливого и влюбленного, до одинокого, умудренного опытом человека, чья жизнь полна жестокости и крови. Балет показывает не только и не столько историю любви, сколько истинную трагедию личности – причем с помощью танца.

Такую масштабную роль и сыграть требовалось с размахом. От артиста ждали не только хорошей физической подготовки, но и особенной харизмы, зритель должен был поверить, что перед ним – злодей. Григорович вспоминал, что под каждого нового исполнителя основной партии он подбирал танец и рисунок, репетируя и выбирая вместе с ним. Именно после того, как последний исполнитель роли в 1990 году уехал в Лондон, и на его место не смогли найти подходящего артиста, спектакль был закрыт.

Иван Грозный в спектакле показан, по общему мнению многих историков, гораздо более мягким, нежели он был на самом деле. Так, например, отношения реального царя и реального Курбского не строились лишь на любви обоих к одной и той же женщине – их противостояние было политического характера. Кроме того, не защищал настоящий Иван и русских земель, а лишь сам завоевывал для Руси все новые территории. Впрочем, Григорович на подобного рода упреки всегда отвечал одинаково – что это балет, который не ставил своей целью достоверное изображение исторических событий, здесь мотив несколько иного рода.

Первый исполнитель второй главной партии – Андрея Курбского – Борис Акимов, вспоминал, что роли Ивана и Андрея были построены на контрасте: один блондин, второй брюнет, один в темном костюме, другой в светлом и так далее. Задачей артиста являлось сделать своего Курбского таким же волевым, как Иван, но более лиричным.

Первые исполнители

«Золотой состав» балета «Иван Грозный», который, по мнению многих, так никому и не удалось превзойти, выглядел следующим образом: партию Ивана исполнял Юрий Владимиров (говорили впоследствии, что только он один сумел найти образ «идеального» царя), Анастасии – Наталья Бессмертнова (которая, кстати, являлась супругой Юрия Григоровича) и Курбского – Борис Акимов, уже упомянутый выше. Он же в интервью вспоминал о том, что этой командой они работали два с половиной сезона, и признавался, что такой срок – редкость, ибо обычно всегда существует второй состав для подстраховки. Акимов с гордостью упоминал также, что ни один спектакль не был сорван – в труппе царило полнейшее взаимопонимание и единство.

Впоследствии роль Ивана танцевали Владимир Васильев, Александр Годунов и Ирек Мухамедов. Последний и стал «завершающим» исполнителем – именно после его отъезда балет был снят с репертуара.

В России

Премьера балета «Иван Грозный» в Большом театре Москвы с аншлагом прошла в феврале 1975 года и имела ошеломительный успех. Говорили, что это – «переворот» в мире балета. Именно данному спектаклю повезло – будучи новым, только что «рожденным», он буквально через пару месяцев после премьерного показа был снаряжен на зарубежные гастроли. В то время подобная практика была невероятной редкостью. В течение пятнадцати лет «Ивана Грозного» отыграли на подмостках Большого театра 99 раз.

Балет Иван Грозный за рубежом

Уже летом 1975 года труппа Большого театра с балетом «Иван Грозный» выехала в США, где спектакль также имел успех. Именно там его увидел директор Парижской оперы. Балет произвел на француза такое впечатление, что он тут же проник за кулисы и договорился о постановке спектакля в Париже. Договор был приведен в исполнение на будущий год. На премьере вместе с французскими артистами танцевали артисты Большого театра.

Успех русского спектакля у французской публики был ошеломительным. Пресса называла его «грандиозным», «монументальным», «шедевральным», «великим по своему замыслу», «масштабным», «прорывом». Писали, что русские помогли французскому театру «выйти из тупика», что данный спектакль непременно «войдет в историю балета». Отмечали непревзойденную хореографию, чудесную музыку и завораживающие декорации. Долгое время спектакль шел в Париже, затем был снят с репертуара, а в 2003 году его вновь вернули на подмостки. Всего же за рубежом труппа Большого театра выступила с балетом «Иван Грозный» примерно такое же количество раз, что и в Москве.

Возвращение балета

После 1990 года о балете не было слышно долгое время – целых одиннадцать лет. А затем начался долгий путь возвращения на большую сцену. Сначала Григорович осуществил постановку для труппы Кремлевского балета, затем помог восстановить спектакль в Париже, в 2006 году поработал в Краснодаре.

В Большой же театр спектакль никак не возвращался, хотя попыток предпринималось множество разными людьми. Дело осложнялось тем, что наследники Сергея Прокофьева, жившие за границей, запрещали кому бы то ни было использование музыки своего великого предка. Разрешение дали лишь Григоровичу – и только в 2011 году. Так началась подготовка к возвращению легенды. В сентябре 2012 года были начаты репетиции, а два месяца спустя уже состоялся первый показ, ставший настоящим событием в мире искусства.

Новым исполнителям главных партий помогали «старички», рассказывали о своем опыте, о видении роли. Смотрели старые записи, «копались» в памяти. Восстановили и декорации – к сожалению, уже без Вирсаладзе, умершего в 1989 году. Общими усилиями все состоялось – и получило самые разнообразные отзывы.

Мнения

Редко бывает так, чтобы все поголовно сходились в единой точке зрения – положительной ли, отрицательной ли. Вот и балет «Иван Грозный» получал как неодобрительные комментарии, так и восторженные – что нынче, что сорок лет назад. Говорили, что на этом спектакле нужно учить молодежь – в противовес слышалось, что он слишком идеологизирован. Одни считали его творческой удачей, другие – прославлением «демона».

Зрители отмечали масштаб эпохи, который прекрасно удалось передать артистам, восторгались музыкой, органично легшей в спектакль, не переставали удивляться костюмам и сценографии. Все это, по их отзывам, создавало мощь и величие времени Ивана Грозного. Говорили также и о потрясающей игре главных персонажей, о том, как удивительно тонко эта тройка чувствовала друг друга (речь в данном случае идет о первом составе исполнителей).

Интересные факты

  • Первым иностранцем, станцевавшим партию Грозного на российских подмостках, стал Игорь Иебра Иглесиас.
  • Готовясь к роли Андрея Курбского в 2012 году, артист Павел Дмитриченко специально искал монеты времен Грозного – чтобы проникнуться духом эпохи.
  • Для восстановления балета в 2012 году часть костюмов была привезена из Парижа.
  • Первоначальное название спектакля – «Картины из жизни Руси». Оно менялось несколько раз, прежде чем утверждено было итоговое.
  • То, что реальная Анастасия была действительно отравлена, доказали только в 2000 году.
  • Исторический факт: настоящий Иван Грозный тоже танцевал, несмотря на всю суровость своей натуры.
  • Многие проводили аналогии между Иваном Грозным и Иосифом Сталиным.

 

Разнообразных спектаклей – очень много, а таких, о которых говорили бы десятилетиями, – лишь единицы. Разговоры о балете «Иван Грозный» не умолкают уже много лет. Это рождает чувство гордости, что подобный шедевр был поставлен именно в России.

fb.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Метки записи:   , ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.