В Мире Театра!

Бедный дом с богатой историей

Во время поездки директор театра Кирилл Крок обращался к мэру города Сергею Дзантиеву и к врио зампреда правительства республики Леониду Кесельбренеру, рассказывал о своей инициативе в прессе и на встречах с местной интеллигенцией… Повторил он свою мысль и для «Театрала»:

«Имя Вахтангова – международный бренд, – говорит Кирилл Игоревич. – И потому наш театр, носящий имя Евгения Багратионвича, обращается к главе республики Северная Осетия-Алания с предложением, чтобы дом, в котором родился и вырос режиссер, стал музеем. Его нужно перевести в федеральную собственность. При этом все расходы на содержание музея театр возьмет на себя».

Двухэтажный купеческий дом, построенный в 60-х годах XIX века, пребывает сегодня, увы, в плачевном состоянии. Здесь 8 квартир, обветшалый фасад, текущая крыша и ржавые трубы… Несколько лет назад на первом этаже – там, где до революции отец Вахтангова Баграт Саркисович держал табачную лавку – местные предприниматели разрушили несущие стены и соорудили нелепую пристройку под магазин.

«Я утром собиралась на работу, все было в порядке, вернулась – старинная печь с изразцами отошла от стены на 7 см, – вспоминает жительница второго этажа Наталья Куличенко. – Это означает, что из-за строительных работ фундамент у нас покосился. Рабочие нас и слушать не хотели. А кому жаловаться? Куда мы только ни обращались! Очень долго добивались справедливости. В итоге, худо-бедно стену удалось спасти, но фасад здания потерял свой первоначальный вид».

Удивительное стечение обстоятельств: Наталья Куличенко – не просто жительница тех самых комнат на втором этаже, где прошла юность Вахтангова, она ко всему же и краевед, написавшая книгу о владикавказских годах жизни режиссера.

По предложению журналиста «Театрала», она согласилась провести персональную экскурсию по местам юности Вахтангова. И выяснилось, что не только старинный дом, но и целый ряд других мест в городе связаны с именем Евгения Багратионовича. Скажем, на берегу Терека по сей день находится старинный парк, где юный актер участвовал в состязаниях на велотреке. Напротив дома сохранилась единственная уцелевшая армянская церковь, в которой отец режиссера служил старостой, а в нескольких кварталах отсюда находится гимназия №5, которую окончил Вахтангов. Кроме того, буквально в квартале от церкви находилось родовое гнездо еще одного прославленного уроженца Владикавказа – режиссера Рубена Николаевича Симонова. К сожалению, сегодня от дома остался один только фундамент…

В этой экскурсии к нам присоединился актер, ректор Щукинского театрального училища Евгений Князев (подробный репортаж читайте в ближайшее время на сайте журнала «Театрал»).

«Здесь можно было бы организовать интереснейший туристический маршрут, – сказал Евгений Владимирович, – поскольку вся историческая часть города сохранилась. За рубежом даже на месте разрушенных памятников культуры есть таблички: «здесь Наполеон слез с коня», «здесь находился дом, связанный с такой-то историей». А у нас история не менее богата, но… память о ней мы хранить, увы, не умеем».

Как выяснил «Театрал», для того чтобы в доме Вахтангова появился музей, местная власть должна, в соответствии с I частью Гражданского кодекса (ст. 240), выкупить у жителей их жилплощадь.

Затраты для города, конечно, немаленькие, особенно если учесть, что средняя зарплата во Владикавказе равняется 13 тыс. рублей, журналист получает 10 тыс. рублей, а ведущий актер в Русском театре (со всеми своими надбавками за звания и премиями) – 14 600 рублей.

«Я хорошо знаю своих соседей, – сказала напоследок Наталья Куличенко. – Они готовы будут переселиться на новое место, но вряд ли что-то изменится, ведь вопрос о музее уже много раз поднимался местной прессой. И ничего решить не удалось, администрация говорит: нет денег. А дом постепенно ветшает». 

http://www.teatral-online.ru/news/14322

В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.