В Мире Театра!

ЦДР открыл сезон премьерой пьесы отца-основателя. Песня о старом доме

Новый руководитель Центра драматургии и режиссуры Владимир Панков открыл свой первый сезон в отремонтированном здании на Соколе премьерой пьесы «Старый дом».
 
Назначение Владимира Панкова руководителем ЦДР – один из шагов Департамента культуры Москвы, за который ему хочется сказать большое человеческое спасибо. Театральные критики стерли пальцы и клавиши клавиатуры рассказывая, что Владимиру Панкову и его уникальной студии SounDrama– просто срочно необходим свой театр. Да и Центр Драматургии и режиссуры давно пришел в полную захудалость. И впечатление производил выморочное.
Грязное ведро прямо на входе. Мрачный охранник, который выспрашивает сколько нас пришло на спектакль. «Ах, пять человек, ну, тогда спектакль будет!» Зал, где нас семеро… Ощущение разрухи, тоски, заплесневелого места, в котором ничего и никогда уже не произойдет.

И – вот ЦДР открыл двери нового сезона в отремонтированном зале на Соколе. Люди, спрашивающие лишний билетик у крыльца. Толпа в фойе. Знакомые лица театральной Москвы – режиссеры, актеры, критики и даже студенты театральных вузов.

Для старта Владимир Панков выбрал пьесу основателя театра и своего учителя – Алексея Казанцева «Старый дом» и сыграл премьеру в день памяти драматурга.

В ролях – студенты театральных вузов, актеры ЦДР, актеры, приглашенные со стороны, музыканты SounDrama. В практически лишенном глубины и растянутом по горизонтали пространстве «старого дома» (сценограф Михаил Орешкин), в котором когда-то бывал Лев Толстой помимо обитателей гуляют воспоминания-призраки. Появляются гости из будущего и видения из прошлого. А в моменты кульминаций вся это толпа дружно поет Окуджаву.

 Сюжет пьесы вполне незамысловатый – родители и соседи от душевной косности и глупых шор разрушают чувства нежные как цветы девочки Саши и мальчика Олега. Олег, правда, и сам путается в себе – влюбленный в Сашу он не может справиться с мальчишеским увлечением взрослой красивой соседкой Юлией Михайловной. Елена Яковлева играет «интеллигентную женщину в глупой ситуации» с редким изяществом и тонкими переходами от смешного к драматическому.

Все конфликты, любовным треугольникам свойственные, тут усугубляются спецификой жизни в коммунальной квартире, где все происходит рядом и на глазах. А масла в огонь подливает профессиональный стукач и ревнитель советской нравственности – Разуваев (Антон Пахомов). Среди не бедного актерскими удачами спектакля созданный актером вечный тип «провокатора по убеждению» - явно идет первым номером. Почти полвека прошло со времен написания пьесы, а Разуваевых обоих полов вокруг становится только больше. Сыгравший «постаревшего Разуваева» Михаил Янушкевич добавил к образу коммунального террориста неожиданные черты – жажду любви, тепла, потребность оправдаться в глазах тех, кому так бесповоротно испортил жизнь.

Может быть, самое интересное в постановке Владимира Панкова – именно это ненасильственное сопряжение века нынешнего и века минувшего, их взаимное вглядывание друг в друга.

«Разоблачать» времена бабушек и дедушек, пап и мам в нашем театре – тьма охотников, но Панков явно не из их числа. Его отношения с историей страны гораздо глубже и занимательнее. Понимать ему интереснее, чем обличать.
«Старый дом» с его обитателями увиден в его пороках и слабостях, но и жалость, и сострадание и взлеты чувств его обитателям не чужды. Тупая обывательница Таисия, мать Олега, разрушающая жизнь мужа и сына в исполнении Елены Шаниной вызывает и брезгливость, и невольное уважение. Безголовая курица, жеманно поджав губы, цедит пошлости о «грязном увлечении сына», душит своим надзором и опекой мужа Павла Ивановича (Андрей Заводюк). Но почему-то ты ни на секунду не сомневаешься, что она ради мужа и сына способна на любое самопожертвование.

Мать Саши Зинаида (Анна Гуляренко) терпит все издевательства своего пьяницы-мужа. Когда же болезнь приковывает его к постели, она с легкостью уходит от постели больного в кино, говорит ему жесткие и унизительные слова. А вот когда супруг умирает вдруг начинает выть…

«Любовь у них там, или ненависть – кто разберет» - вздыхает повзрослевшая Саша, вдруг осознавшая, что любой человек сложнее и больше навешанного на него ярлыка.

В спектакле Панкова Сашу и Олега играют две пары артистов. Юных – Никита Жеребцов и Фаина Колоскова.  Взрослых – Павел Акимкин и Анастасия Сычева. Все любовные объяснения идут на нескольких площадках. «Взрослые» Саша и Олег повторяют слова «юных». Иногда Владимир Панков добавляет еще дуэты-эхо. В кульминационные моменты выплеска чувств персонажи переходят на пение. Подвинув микрофон, они выпевают-выплескивают чувства, которым так сложно подобрать слова.
Зал радостно подхватывает знакомые мелодии.

Спектакль Владимира Панкова явно будет пользоваться успехом у зрителей. В нем много яркого, талантливого, трогательного, сентиментального («да, я сентиментален и стою на этом, - когда-то гордо ответил своим гонителям Виктор Розов). Но хочется верить, что сам режиссер, несколько успокоившись после премьерного чада, - сядет в зал и последует совету Пастернака - начнет «отжимать» разбухшую ткань постановки, придирчиво отсекать лишнее – и лишние песни, и актерские длинноты.

… Корабль ЦДР с новым капитаном двинулся в путь. И – впереди непочатый край работы!  

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.