В Мире Театра!

Cериал «Таинственная страсть» — эпоха советского возрождения

Актёры и прототипы их героев (в круге): Алексей АГОПЬЯН (Булат ОКУДЖАВА), Алексей ИЛЬИН (Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ), Филипп ЯНКОВСКИЙ (Евгений ЕВТУШЕНКО), Евгений ПАВЛОВ (Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ), Чулпан ХАМАТОВА (Белла АХМАДУЛИНА)

Первый канал продолжает показ сериала «Таинственная страсть» - экранизации одноименного последнего романа Василия АКСЕНОВА. Фамилии героев зашифрованы, но догадаться, кто есть кто, несложно. Тем более что сам автор в предисловии к «Таинственной страсти» назвал некоторых: Ян Тушинский - это Евгений ЕВТУШЕНКО, Нэлла Аххо - Белла АХМАДУЛИНА, Роберт Эр - Роберт РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, Антон Андреотис - Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ, Кукуш Октава - Булат ОКУДЖАВА, Влад Вертикалов - Владимир ВЫСОЦКИЙ, ну а Ваксон - это сам Василий АКСЕНОВ... У режиссера ленты и исполнителей главных ролей мы узнали, как шла работа над проектом и каковы их личные «таинственные страсти».

 

Влад Фурман: Все совпадения оказались неслучайными

Режиссер Влад ФУРМАН (по паспорту - Владислав ФУРМАНОВ) начинал карьеру с постановок классики на театральной сцене. А потом его пригласили поработать над сериалом «Бандитский Петербург». В результате Влад стал режиссером трех сезонов этого проекта: «Арестант», «Опер» и «Журналист», а одновременно снимал «Улицы разбитых фонарей» и «Агента национальной безопасности».

- После съемок для Первого канала картины «Яма» по Куприну я поделился с продюсерами, что мне очень понравился роман Василия Аксенова «Москва Ква-Ква», - рассказывает Фурман. - И вдруг в тот день, когда моей жене - актрисе Нелли Поповой подарили книгу «Таинственная страсть», Денис Евстигнеев прислал мне сценарий по ней. К этому моменту я уже подсел на прозу Аксенова и посчитал все совпадения не-случайными. Понятно, что сценарий Елены Райской имеет весьма далекое отношение к роману. Это некая фантазия по книге. Просто мы делаем поклон «шестидесятникам», нашим родителям.

- Быстро нашли актеров на главные роли?

- Не очень. Алексея Морозова, который сыграл Аксенова, я знаю давно. Он, как и я, из Питера. Блестяще играл в театре «Антреприза имени Андрея Миронова», где я занимаю пост главного режиссера, в постановке «Мадам Бовари». С возрастом Леша стал брутальным, интересным, а главное - невероятно похожим на Аксенова.

Саша Ильин, знакомый зрителям по сериалу «Интерны», а у нас воплотил образ Роберта Эра - Рождественского, так ярко проявил себя на пробах, что сомнений не осталось. Я увидел наполненную творческую личность. У Саши есть своя музыкальная группа, он поет, сочиняет песни, а еще думающий человек, личность.  

Артур Бесчастный очень похож на Иосифа Бродского. Оказалось, он не только в нашем фильме его сыграл. Лично для меня этот актер стал открытием.

Пока на съёмочной площадке Влад (справа, в кепке) досконально прорабатывал каждую сцену, дома его ждали жена Нелли и сын Алексей. Фото Анны МИТРОХИНОЙ/Пресс-служба Первого канала

Мы долго искали, кто же изобразит Андрея Вознесенского. И вот в базе «Мосфильма» обнаружили фото Жени Павлова. Когда его увидел, просто обомлел: на меня смотрел молодой Вознесенский! Выяснилось, Евгений - актер театра «Современник», где служит под началом Галины Волчек, яркой представительницы как раз той эпохи, о которой у нас идет речь.

А на Евгения Евтушенко чем-то оказался похож Филипп Янковский. Мы это поняли после проб, так же как и в случае с Чулпан Хаматовой, сыгравшей Беллу Ахмадулину. Чулпан - уникальная, в ней есть тайна творчества, как Бродский говорил, «на грани гениальности».

Долго размышляли, кто будет играть главную героиню Ралиссу, и вдруг пришло озарение, что идеально подходит Юля Пересильд. Именно так я себе представлял Майю Кармен, прототип Ралиссы. Возлюбленная Аксенова была сильной женщиной. В жизни роман Аксенова и Майи начался в 1970 году, у нас действие закачивается уже в 1968-м. Поэтому еще раз подчеркну: не стоит искать у нас в фильме хронологической правды.

Сам же я сыграл режиссера Романа Кармена (у нас он носит фамилию Кочевой), мужа Майи, от которого она ушла к Аксенову. Я не раз общался с внуком Романа Лазаревича и узнал, что он был сложным человеком, но не способным на подлость. Войну прошел, героически воевал.

- Вы родились в творческой семье. Получается, ваш путь в профессию был предопределен?

- Мой папа Рудольф Фурманов - режиссер, мама - искусствовед Галина Буланова. Она очень рано ушла из жизни, в 45 лет после серьезной болезни. Мне тогда только 13 лет было. Именно мама заложила во мне некий вектор, который и не позволил распуститься. Отец тоже плотно занимался моим воспитанием, брал с собой на гастроли. Потом я поступил на курс Георгия Товстоногова (оказавшийся его последним выпуском) в ЛГИТМиК. В институте я познакомился с будущей второй половинкой Нелли Поповой. Но наш роман начался уже после выпуска. Мы живем уже больше 20 лет, хотя официально не женаты. Нашему сыну Алексею - 19. Он студент Театральной академии. Лешу я принципиально никогда не снимал в кино.

 

Алексей Морозов: С Чулпан Хаматовой я пил шампанское под водой

Исполнитель роли Ваксона (Василия АКСЕНОВА) - питерский актер Алексей МОРОЗОВ - вынужден был налегать на пиво, прежде чем войти в кадр в образе писателя.

- Режиссер Влад Фурман попросить меня потолстеть, потому что Аксенов был такой круглолицый, - говорит Морозов. - Я специально пил темное пиво «Гиннесс», набирал массу. В некоторых кадрах эта масса настолько стала выпирать с экрана, что в середине съемок Влад велел: «Леша, все хватит, теперь тебе пора обратно на диету. Твое лицо перешло все разумные границы». Я читал воспоминания об Аксенове, многое себе на заметку взял, но все-таки играл собирательный образ Ваксона, а не только Василия Павловича. 

Алексей говорит, что учился смелости у АКСЁНОВА, которого современники называли «крутым меном» (в круге). Фото Анны МИТРОХИНОЙ/Пресс-служба Первого канала

- Как воссоздавали эпоху 60-х?

- Костюмы нам сшили в ателье из итальянских тканей. Съемки проходили и в Москве, и в Питере. А в финале мы отправились в экспедицию в Крым: Феодосия, Гурзуф, Ялта, Коктебель. Там у нашего оператора Кирилла Мошковича родилась идея передать своеобразный привет своим родителям. У Кирилла сохранилась старая кинопленка, где его молодые мама и папа ныряют в море и прямо под водой пьют шампанское. Оператор предложил воссоздать эту сцену в картине, и Влад, конечно же, загорелся. Мы с Женей Павловым и Чулпан Хаматовой ныряли, открывали бутылку шампанского и прямо там, под водой, пили из горла. Очень красиво вышло. Правда, потратили невероятное количество дублей, ведь представьте, как это непросто.

- Вы с детства снимаетесь в кино. Как туда попали?

- Просто мой отец - актер, больше 40 лет в театре работает, вот я и пошел по его стопам. А мама - экономист. Родителей зовут Валентин и Валентина. Когда они познакомились и узнали имена друг друга, сразу поняли: это судьба.

С женой Даной

- Окончив театральный в Питере, вы же не сразу ярко проявили себя как актер?

- Я учился у Вениамина Фильштинского, который вырастил таких звезд, как Хабенский, Пореченков, Раппопорт. Ксения, кстати, училась со мной на курсе. А после окончания, хотя меня и взяли в театр, замаячила армия, и я поехал в Москву. Стал работать в области пиара. В 27 лет занимал пост директора с отличной зарплатой и большим количеством подчиненных. Сейчас думаю, что я все-таки играл роль, нежели на самом деле был пиар-директором. Прочитал книгу «Пиар для чайников» и пытался воплотить на практике то, о чем узнал. Хотя и крупные проекты реализовывал. Например, в 2005 году рекламировал концерт Патрисии Каас. А потом режиссер Лев Додин позвал на роль Шута в свой спектакль «Король Лир», и я снова вернулся в актерскую профессию.

В декабре сыну актера Матвею исполнится семь лет

- Ваша жена - актриса?

- Я женат вторым браком. В начале этого года расписался с актрисой Даной Абызовой. Хотя у нее фамилия осетинская, но на самом деле она латышка. Дана сыграла главную роль в фильме Тиграна Кеосаяна «Море. Горы. Керамзит». Увы, это оказался не тот проект, который мог бы послужить толчком к большой карьере. Но у Даны еще все впереди. Мы с ней в Театре Европы повстречались. Предложение ей сделал прямо во время спектакля. Я играл учителя, а Дана - мою ученицу. По задумке режиссера в одной из сцен мы уходим к занавесу, стоим и молчим. И в этот момент я просунул ей под локоточек коробочку с колечком. Надо было видеть глаза моей любимой. Она покраснела, побледнела и весь остаток спектакля провела в эйфории. Хотя призналась, что поначалу приняла это за шутку. Теперь у нас своя квартира, машина и есть все, что надо для жизни. Обожаем путешествовать. Самая романтическая наша поездка с Даной была в ее родную Латвию. Жили там летом в гостевом домике с сауной. Выскакивали из бани и в реку ныряли, а потом голышом лежали на мокрой траве и смотрели на звезды.

- А ваша первая супруга кто?

- Она не из мира искусства, познакомился с ней по Интернету, но продолжительных отношений не получилось. Наш сын Матвей недавно в первый класс пошел.

 

Евгений Павлов: Не хотелось превратить образ Вознесенского в карикатуру

На роль Антона Андреотиса (прототип Андрея ВОЗНЕСЕНСКОГО) актера «Современника» Евгения ПАВЛОВА, можно сказать, благословил коллега и старший товарищ Сергей ГАРМАШ.

- На 50-летие театра «Современник», где я работаю, Сергей Гармаш делал поэтическую зарисовку, - поделился Павлов. - Тогда он мне предложил: «Женя, читай Вознесенского! Ты на него похож». Когда спустя 10 лет мне позвонили и пригласили на пробы в «Таинственную страсть», я прежде всего пересмотрел фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича». Там есть документальные кадры, как Вознесенский с другими коллегами читают стихи в Политехническом музее. Именно с этими строчками я и пошел на пробы.

- А после утверждения пообщались с кем-нибудь из живых свидетелей той эпохи?

- Да. Побывал в Переделкино у Зои Богуславской, вдовы Вознесенского. Она приложила руку к моей переносице и сказала: «Ну да, вы похожи глазами на Андрея Андреевича». Хотя я и приготовил много вопросов, но не задал ни одного. Только слушал монолог Зои Борисовны. «Вам нужно запомнить прежде всего, что Андрей Андреевич был похож на сосульку, - велела Богуславская. - Внешне он мягким был, но с твердым характером и мощным голосом. Я была поражена, когда он читал стихи всем телом».

На досуге Женя занимается дайвингом

Я постарался поймать его манеру в подаче стихов и мыслей. И он, и Ахмадулина отличались некоей распевностью речи. Впрочем, задачу полностью скопировать поэта мне не ставили, никто не хотел, чтобы образ превратился в карикатуру, маску.

- Почему вы решили стать актером?

- Я родился в Узбекистане, а потом, когда распался Советский Союз, мы с родителями и младшим братом Димой переехали под Ярославль, где когда-то жили наши бабушки и дедушки. Именно в этом городе я и решил поступать в театральный. Мне кажется, меня взяли туда из-за того, что я хорошо прочел стихотворение Набокова «Поэма юности». Строчки оттуда соединились со мной, с моими переживаниями о детстве.

- Как вы попали в театр «Современник»?

- Случай меня свел с помощником режиссера этого театра. Он меня и пригласил. Пришел на первую репетицию и сразу увидел легендарную Неелову. Хотя и дрожал от страха, но справился с волнением и сыграл. Галина Борисовна Волчек подошла и сказала: «Хорошо Женя, репетируй» А в труппу меня взяли спустя четыре года. Хотя за это время я сыграл много ролей. Наверное, смотрели: не уйду ли я раньше. Не ушел!

- Вы женаты?

- Да. Супруга Лидия - дизайнер, конструктор швейных изделий. Она в модельном агентстве работает, но пока в декрете - нашему сыну Гавриилу годик. С Лидой мы познакомились случайно три года назад: столкнулись наши автомобили. Она меня подрезала, а я нашел вторую половинку.

eg.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.