В Мире Театра!

Что будут обсуждать на съезде СТД?

В воскресенье, 23 октября в Москве открывается VII съезд Союза театральных деятелей. Программа объявлена обширная: это и выборы председателя СТД, и Всероссийский театральный форум, и обсуждение актуальных вопросов, включая предстоящую реформу финансирования театров.
 
Насущных проблем много. «Театрал» будет вести репортаж о работе съезда, а в преддверии связался с представителями региональных отделений и задал вопрос: на что вы обратили бы особое внимание?
 
Виталий СЛОБОДЧУК, художественный руководитель Белгородского драматического театра им. Щепкина, председатель Белгородского отделения СТД:

– Для нашего отделения одна из наиболее острых проблем это присвоение званий артистам. Увы, очень часто подобный вопрос вязнет в чиновничьей бюрократии.
У нас были трагические случаи, когда актеры, давно завоевавшие народную любовь, уходили из жизни, так и не получив звания. Хотя, по сути, они были народным. Это очень обидно и горько. Вопрос о пересмотре порядка присвоения почетных званий неоднократно обсуждался в российском театральном сообществе, председатель СТД РФ Александр Калягин обращался с ним к федеральным властям, но пока проблема не решена.
Другой немаловажный вопрос, который театральные деятели России поднимали на недавнем Всероссийском театральном форуме в Сочи, – это единые правила оценки деятельности театров. Сейчас их просто нет. Чиновники в каждом регионе самовыражаются, как хотят. Честно говоря, мы уже немного устали от их «творчества». Почему бы не сделать единые требования?! Это решило бы массу проблем. Ну и, естественно, принцип финансирования, который, на мой взгляд, тоже должен быть единым для всех государственных театров.
 
Римма БЕЛЯКОВА, председатель Саратовского отделения СТД:
– Раньше свою работу осуществляли режиссерско-педагогические лаборатории, которые позволяли актерам, преподающим в театральных институтах поднимать свой профессиональный уровень, знакомиться с тенденциями в режиссуре. Теперь они, увы, больше не проводятся. Конечно же, есть лаборатории для актеров и режиссеров. Однако я считаю, что нужно вернуть подобные мастерские именно для педагогов. Это в разы поднимет качество дипломных спектаклей выпускников. Позволит студентам в процессе обучения знакомиться с различными веяниями в режиссуре. Как правильно, выходя из стен театрального института, молодые актеры встречают не понятный для них мир режиссерского восприятия театра. Лаборатории как раз позволят уже в процессе обучения знакомить студентов с различными интерпретациями режиссерского театра.
 
Сейчас для выпускников театральных институтов проходит очень много фестивалей. Однако в связи с кризисом и невозможностью получить финансирование все ограничивается тем, что мы приезжаем на фестиваль, отыгрываем спектакль и возвращаемся домой. Увидеть работы студентов из других городов, а тем более обсудить их стало пределом мечтаний. А это, как мне кажется, и есть главная задача подобных фестивалей – расширять кругозор молодых актеров, знакомить их с творчеством коллег.
 
Кроме того, я хотела бы затронуть вопрос с трудоустройством выпускников. В Советском Союзе существовала система распределения, которая, на мой взгляд, была очень правильной. Конечно же, ее не вернуть. Однако СТД мог бы организовать своего рода ярмарки для выпускников провинциальных вузов. Дело это абсолютно не затратное. Понятно, что в Москве и Санкт-Петербурге у каждого крупного театра есть своя актерская школа. Однако в столицах успешно работают и масса менее известных театров. У них нет своей базы для вливания молодой крови. Думаю, что эти театры были бы не меньше заинтересованы в подобных встречах, чем сами выпускники, которые просто не могут на них выйти. Им нужно помочь познакомиться и наладить связь. В таких ярмарках могли бы участвовать и выпускники столичных вузов.
 
Фарид БИКЧАНТАЕВ, главный режиссер Татарского государственного академического театра имени Г.Камала, председатель СТД Татарстана:
– Мне кажется, что у нас меньше проблем, чем у других регионов России. Все-таки и с зарплатами получше, и Президентским грантом мы обладаем, который распределяем по театрам со слабым финансированием. Таким образом, у них появляется возможность ставить новые спектакли.
 
Главная беда – обеспечение жильем молодых специалистов. Большая часть актеров выпускается в Казани и затем ребята разъезжаются по регионам. Всего в республике 16 театров. Не так давно выпустили целевой курс для определенного региона. Буквально через полгода ребята разбежались, потому что им негде жить. В маленьких городах ситуация схожа. Конечно, актерам, которых готовят для русскоязычных театров, проще. Они могут попытать счастье в другие регионах России. А вот молодые специалисты, обучающиеся для национальных театров, попадают в затруднительное положение. Думаю, чтобы решить проблему, нужно для начала построить при каждом театре общежитие. И параллельно разработать программу льгот по ипотекам. Но здесь должны активно подключаться не только СТД, но и муниципальные органы.
 

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.