В Мире Театра!

Джузеппе Верди, «Аида» опера: краткое содержание

Опера Верди «Аида» является одним из наиболее известных и популярных произведений музыкального театрального искусства. Она имеет интересную историю создания и занимательный сюжет. Хотя представленное в этой статье краткое содержание оперы «Аиды» не передает всех подробностей того, что происходит на сцене во время ее постановок, оно поможет лучше понять этот спектакль тем, кто собирается впервые его посмотреть.

История создания оперы Аида

В 1868 году правительство Египта решило заказать оперу Джузеппе Верди. Ее премьера на сцене недавно построенного Оперного театра в Каире должна была стать частью торжественных мероприятий по случаю открытия Суэцкого канала. Из-за занятости композитор долго затягивал с ответом, и лишь два года спустя приступил к написанию «Аиды».

Краткий сценарий, который предложили Верди в качестве основы для этого произведения, написал французский египтолог Мариетт, который на тот момент жил в Каире. Он решил использовать легенду, которую прочел, расшифровав древний папирус, найденный в одной из гробниц.

Она рассказывала о борьбе фараонов против Нубии (Эфиопии), которая длилась несколько десятилетий. Кроме того, Мариотт нарисовал несколько рисунков по мотивам найденных им фресок. Их позже использовали для изготовления декораций и костюмов для премьеры и последующих постановок. На основе сценария Мариотта К. дю Локль написал прозаическое изложение сюжета действий спектакля «Аида» (опера). Либретто, краткое содержание которого представлено ниже, требовало доработки, так как арии должны были быть написаны на стихи.

Антонио Гисланцони

Всем известно, что одно из наиболее примечательных произведений Джузеппе Верди — опера «Аида». При этом имя Антонио Гисланцони, создавшего ее либретто, знакомо лишь специалистам. Интересно, что этот человек, будучи обладателем приятного баритона и несомненного литературного таланта, долго не мог найти себе занятие по душе. Сменив множество профессий, лишь к 30 годам он стал сотрудником миланского музыкального издания Italia musicale, которую позже возглавил.

Наряду с этим, он написал несколько романов, посвященных в основном театру. Будучи большим поклонником оперного искусства, Антонио Гисланцони заинтересовался написанием либретто. Его самым известным произведением стала опера «Аида» (кратко содержание ее можно пересказать за пару минут). Кроме того, ему принадлежит авторство еще 80 либретто.

Несколько слов о Верди

Хотя тема данной статьи — «Аида» (опера): краткое содержание» — следует сказать несколько слов и о великом композиторе, создавшем этот музыкальный шедевр.

Джузеппе Верди является автором множества произведений, которые популярны во всем мире. По всеобщему признанию, его творчество можно считать крупнейшим достижением мирового оперного искусства, а также кульминацией итальянской оперы 19-го века. Лучшими произведениями композитора являются «Бал-маскарад», «Трубадур», «Риголетто» и «Травиата». Однако, по мнению критиков и знатоков, вершина творчества Верди — это его последние оперы, «Отелло», «Аида» и «Фальстаф». Известно, что композитор очень придирчиво относился к выбору сюжета либретто и брал в работу только те сценарии, которые позволяли ему максимально проявить свое дарование.

«Аида» (опера), краткое содержание которой будет представлено далее, была написана им только после того, как он прочитал набросок в прозе Локля. Композитора заинтересовал сюжет, навеянный древней легендой, записанной на папирусе, спрятанном в гробнице. Он взялся за работу и создал бессмертное музыкальное произведение, которое и сегодня имеет множество поклонников.

Краткое содержание оперы «Аиды»: первое действие

Верховный жрец бога Фта и начальник стражи Радамес беседую о нападении варваров на приграничные области страны. Молодой военачальник обуреваем желанием стать во главе египетской армии и возглавить поход против вторгнувшихся в страну эфиопов. В случае победы его ждет не только слава и почести, но и возможность попросить у своего повелителя свободу для рабыни Аиды, в которую он уже давно влюблен.

Мечты Радамеса прерывает дочь фараона Амнерис. Она мечтает завоевать сердце начальника дворцовой стражи и страдает из-за его холодности. Входит Аида. Она обменивается страстными взглядами с Радамесом, что не ускользает от внимания Амнерис. Царевна, мучимая ревнивыми сомнениями, замышляет наказать соперницу-рабыню.

На площади перед дворцом появляется фараон и его свита. К нему подходит гонец, который рассказывает, что земли на юго-востоке страны разорены войском варваров под предводительством эфиопского царя Амонасро. Аида приходит в ужас, услышав имя своего отца.

Фараон объявляет народу волю богини Изиды, согласно которой войска, направляемые против захватчиков, должен повести в бой Радамес. Аида понимает, что вскоре ее возлюбленный и отец сойдутся на поле брани как противники и, возможно, погибнут от руки друг друга.

Девушка молит богов о смерти, так как не хочет стать свидетельницей гибели ни того, ни другого.

В храме Фта жрецы совершают обряд человеческого жертвоприношения и вручают Радамесу меч, который обагрили кровью эфиопа.

Сюжет оперы «Аида»: краткое содержание второго действия (первая картина)

Амнерис с нетерпением ожидает возвращения Радамеса. В покоях царевны собрались молодые египетские аристократы. Чтобы утолить свою злобу, они убивают пленного чернокожего эфиопа. Входит Аида. Увидев ее, царевна вновь испытывает муки ревности. Чтобы убедиться в своих подозрениях, Амнерис сообщает Аиде, что Радамес погиб. Девушка не скрывает своего горя, и разгневанная дочь фараона грозит ей ужасной карой.

Картина вторая (1-е действие)

На площади в Фивах народ восторженно встречает египетские войска. Звучит марш из оперы «Аида». Перед царем и его свитой проходят пленники. Среди эфиопских невольников Аида узнает своего отца — Амонасро. Тот просит дочь сделать вид, что она с ним не знакома, и сообщает фараону о том, что он якобы является одним из солдат эфиопского вождя, погибшего на поле брани. Амонсаро вместе с другими пленниками умоляют Царя Египта о пощаде и милости. Видя слезы любимой, Радамес просит фараона отпустить эфиопских пленников. Правитель Египта решает оставить в качестве заложников только Аиду и Амонсаро и сообщает о своем решении отдать дочь в жены Радамесу. Амнерис торжествует, а военачальник и его возлюбленная понимают, что им никогда не быть вместе.

Действие третье

Царевна готовится выйти замуж за Радамеса. Она вместе с прислужницами и главным жрецом направляется в храм. Там она молит богов, чтобы жених полюбил ее так же сильно, как она любит его.

В это время на берегу Нила Аида ожидает Радамеса. Она решает броситься в реку, если возлюбленный скажет, что им нужно расстаться. Девушка с тоской вспоминает о своей родине, куда она вряд ли когда-нибудь сможет попасть.

Вместо Радамеса появляется Амонасро. Он говорит, что узнал о любви дочери к своему заклятому врагу и требует, чтобы Аида выведала у Радамеса маршрут египетского войска, направляющегося, чтобы покарать эфиопов.

Аида в ужасе отказывается, а взбешенный Амонасро проклинает ее, называя рабыней фараонов, которая предала свою родину, кровь и народ. Истерзанная упреками отца девушка обещает помочь ему.

Появляется Радамес, он надеется еще раз вернуться с победой и попросить в награду Аиду. Это намерение он не смог выполнить после первого похода, так как ему пришлось вымаливать у фараона пощаду для Амонасро и пленных эфиопов.

Все его надежды рушатся, когда Аида сообщает, что может быть счастлива, только если он согласиться бежать с ней вместе в Эфиопию. Она узнает у Радамеса дорогу, по которой должна пройти армия египтян. Их разговор подслушивает Амонасро. Он выходит из укрытия и сообщает Радамесу, что он отец Аиды. Египетский полководец приходит в ужас, так как понимает, что стал предателем. Эфиоп уговаривает его бежать вместе с ним и дочерью. В эту минуту входят Амнерис, верховный жрец и слуги. Амонасро убегает, увлекая за собой Аиду. Радамеса арестовывают, так как он не отрицает, что открыл военную тайну врагу.

После этого он, жрецы, Амнерис и другие персонажи спектакля «Аида» (опера), краткое содержание первых трех действий которой вам известно, отправляются в Мемфис.

Действие четвертое

Далее либретто произведения «Аида» (опера), краткое содержание предыдущих картин которого вам уже известно, рассказывает о подготовке суда над Радамесом.

В темницу к бывшему жениху приходит Амнерис, умоляющая его признать вину. Она обещает сохранить ему жизнь, если он откажется от Аиды. Однако Радмес отвечает, что любовь для него дороже чести и жизни. Амнерис грозит Радамесу мщением, и в то же время молит богов о его спасении.

Верховный жрец выносит приговор. Согласно его решению, предатель будет погребен живьем под алтарем бога Фта.

Услышав о том, что Радамес должен умереть мучительной смертью, Амнерис проклинает жрецов.

Перед смертью Радамес предается мечтам об Аиде. Внезапно появляется Аида, которая проникла в подземелье, чтобы умереть вместе с Радамесом.

Доносится пение жрецов. Рабы замуровывают вход в подземелье. В последней картине, которой завершается «Аида» (опера), над камнем, закрывающим вход в подземелье, Амнерис молит богов о мире и покое.

Музыка (1-2 действия)

Главной особенностью произведений оперного искусства является то, что мелодии используются как инструмент передачи эмоций, создания нужной атмосферы и пр. В любой постановке спектакля «Аида» (опера), содержание которой вам уже известно, она может рассматриваться, в некоторой степени, как еще одно действующее лицо. Кроме того, многие арии, романсы и марши сегодня исполняются в качестве отдельных концертных номеров. В их числе:

  • Оркестровое вступление, в котором композитор сжато изложил основной конфликт драмы. Для этой цели используется хрупкая мелодия скрипок, создающая образ любящей, женственной Аиды и грозная мелодия, выбранная для жрецов. Она захватывает весь оркестр, но в конце уступает теме любви.
  • Романс Радамеса «Милая Аида», который сопровождается нежными соло деревянных духовых инструментов и выражает чувства молодого полководца к несчастной рабыне.
  • Терцет Радамеса, Амнерис и Аиды, передающий тревожные настроения и смятение всех трех героев.
  • Торжественный марш «К берегам священным Нила», выражающий мощь Египта.
  • Сольная партия Аиды «Вернись с победой к нам», которая передает душевную борьбу героини и завершается молитвой «Боги мои».
  • Хор жрецов, который начинается словами «Боги, победу дайте нам». Он неизменно производит большое впечатление на зрителей. Этот номер совсем не похож на следующий за ним прозрачный хор прислужниц дочери фараона, который прерывается страстными репликами Амнерис. Чтобы подчеркнуть атмосферу женской половины царского дворца, зрителю демонстрируют танец мавританских рабов.
  • Развернутый дуэт Аиды и Амнерис представляет собой драматичное столкновение этих героинь. В нем властные, горделивые мелодии, исполняемые дочерью фараона, противопоставляются скорбным репликам эфиопской рабыни. Центральный раздел дуэта, в котором несчастная молит о прощании, выражает одиночество и отчаяние героини.
  • Хор-марш жителей Мемфиса, гимн жрецов и танец с драгоценностями используются для представления народного ликования.
  • Ария Амонасро характеризует царя эфиопов, который страстно выражает свою любовь к жизни.

Музыка (3-4 действия)

Оркестровое вступление посредством прозрачных, трепетных мелодий воссоздает атмосферу египетской ночи. Звучит романс Аиды «Небо лазурное и воздух чистый», в котором голосовая партия сплетается с наигрышем гобоя. Далее следует дуэт Аиды и ее отца. В ходе этого номера начальная задушевная мелодия сменяется воинственной, бурной мелодией проклятья эфиопского военачальника.

Дуэт Аиды и Радамеса представляет собой слияние волевых, героических настроений воина-героя и призывов его печальной возлюбленной, которые сопровождаются тоскливым напевом гобоя.

В первой картине 4-го акта центральное место принадлежит Амнерис. В 2-х больших сценах раскрывается душевный мир царевны Египта, охваченной любовью, ревностью и жаждой мести. Далее Амнерис и Радамес исполняют мрачный и трагический дуэт.

Развязка сюжета оперы наступает в сцене суда над Радамесом. Верди объединил суровую тему жрецов и бесстрастный хор, глухо доносящийся из подземелья. Им противостоят полные скорби реплики Аиды, молящей «Боги, сжальтесь» и грозные звуки приговора.

Наиболее красивым и запоминающимся музыкальным номером оперы является прощальный дуэт Аиды и Радамеса, который полон просветленных и воздушных мелодий.

Теперь вы знаете, как создавалась опера Верди «Аида». Краткое содержание либретто вам также известно, и вы сможете не только наслаждаться исполнением партий этого произведения звездами первой величины, но и понимать, о чем они поют и какие эмоции стремятся донести до зрителей.

fb.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.