В Мире Театра!

Эльдар Рязанов в эпизодах своих фильмов

Талантливый человек талантлив во всем. Лучшие режиссеры, прошедшие серьезную закалку в советском кинематографе, подтверждают этот тезис. В отличие от современных недоучек, они имели отличное образование, а жесткие критерии отборов всевозможных худсоветов не позволяли им расслабляться.

При желании многие режиссеры могли сыграть в своих (и не только) фильмах какую-нибудь запоминающуюся роль. Никита Михалков и Станислав Говорухин сделали в итоге полноценные актерские карьеры. А Эльдар Рязанов так и остался мастером эпизода, но зато каждое его появление в собственных фильмах — на вес золота

1. «Старики-разбойники» (1971). В советском прокате «Стариков-разбойников» посмотрел 31 миллион зрителей, но нельзя сказать, что комедия была принята восторженно. Чуть ли не впервые в нашем кино честные трудяги оказались здесь низведены до бездушных винтиков в производстве, которые по окончании срока эксплуатации меняют без малейшего колебания на новую деталь. Одна из самых трагичных сцен фильма связана с заключением следователя Мячикова самого себя в тюрьму. А Эльдар Рязанов появляется здесь за решетчатым окном в роли невольного беса-искусителя, который сообщает голодному добровольному узнику о своих планах пойти пообедать.

2. «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975). Сколько несправедливого было сказано об этом фильме, который успел намозолить многим российским зрителям глаза в каждые новогодние праздники! Между тем, если смотреть его дозировано, то в этой типичной трагикомедии в духе Рязанова можно узреть много узнаваемых реалий. Например, по-прежнему из-за пьяного быдла на борту самолетов страдает масса обычных пассажиров. Вот и Эльдар Рязанов сыграл такого же несчастного, на которого все время валится во сне невменяемый Женя Лукашин.

3. «Служебный роман» (1977). Фильм стал настоящим триумфом Алисы Фрейндлих и Андрея Мягкова (герой которого, в отличие от «Иронии судьбы...», особых излишеств здесь себе не позволяет). На их фоне Эльдар Рязанов в малозначительной роли пассажира переполненного автобуса практически потерялся. Зато режиссер написал стихи к песням фильма на музыку Андрея Петрова, выдав их за стихи английского классика Уильяма Блейка. Говорят, проницательный Мягков сразу мистификацию раскусил, проворчав, что для Блейка это слишком примитивно.

4. «Гараж» (1979). Гараж — одна из самых пессимистических комедий Эльдара Рязанова. По сути, здесь в миниатюре воспроизведена модель нашего общества, существующего по принципу «человек человеку волк». Надо все время быть начеку, чтобы урвать лакомый кусок у ближнего своего и не остаться внакладе. Иначе — как незадачливый герой Эльдара Рязанова, проспишь все на свете и останешься у разбитого корыта.

5. «Вокзал для двоих» (1982). Еще одна иллюстрация к тому, что на мягких интеллигентных людей, не желающих распихивать локтями ближних своих, порою ополчается весь мир. Зависнув на ненавистном вокзале, герой Олега Басилашвили проходит через ряд малоприятных приключений, больше напоминающих круги ада. Одно из них — даилог со спесивым начальником станции, в роли которого — Эльдар Рязанов.

6. «Дорогая Елена Сергеевна» (1988). В разгар перестройки Эльдар Рязанов снял жестокую социальную драму о конфликте поколений. Лента производит тягостное впечатление, которое не развеивает даже песня «Арии» «Тореро», звучащая к зловещим событиям фильма контрапунгктом. Одну из главных ролей здесь сыграл недавно почивший Дмитрий Марьянов. Ну а сам Эльдар Рязанов появляется в образе возмущенного шумом соседа.

7. «Небеса обетованные» (1991). Фильм представляет собой ментальное продолжение «Дорогой Елены Сергеевны», поскольку здесь уже речь идет о людях, не нашедших себя в перестроечной России. На съемках даже ектерам приходилось туго из-зп постоянного холода и уродливых костюмов. Но и этот фильм, который для Рязанова стал очень личным, позволил ему в очередной раз раскрыться и как актеру. Здесь он не произносит ни слова, зато с упоением поедает сосиску на глазах голодной Кати Ивановой, которую сыграла Ольга Волкова.

Сам Эльдар Рязанов собственные крохотные роли в кино характеризовал так: «Участие в эпизодах напоминает мне ситуацию, когда художник рисует огромное многофигурное полотно, а где-то внизу и себя. Это своеобразный автограф, которым я пользуюсь».

Фото с сайта kino-teatr.ru

km.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.