В Мире Театра!

Формула любви. «Звезда Театрала» отмечает 10-летие

Десять лет для премии зрительской любви – много это или мало? В 2008 году, когда премия «Звезда Театрала» едва только зажглась на столичном небосклоне, народное голосование на сайте составило пару тысяч голосов, что казалось результатом внушительным.

Далее цифра росла и уже в прошлом году составила 78 тыс. голосов. Причем, как показывает интернет-статистика, лучшие актерские и режиссерские работы выбирают не только зрители Москвы. Ежегодно в голосовании принимают участие представители порядка 85-ти стран. Так что любовь к «Звезде Театрала» и ее номинантам только крепнет.

За минувшие годы мы наградили 122 лауреата. Написать о каждом – не хватит и книги. Поэтому сейчас, в преддверии юбилея, вспомним лишь некоторые штрихи биографии. Итак, говорят лауреаты «Звезды Театрала».

Первым лауреатом премии стал Владимир Зельдин, которому в апреле 2008 года редакция вручила награду «Легенда сцены».
– Для меня это особая честь. Считаю ли себя легендой? Конечно, звучит смешно и непривычно… Настоящей легендой был Александр Остужев, грандиозный артист Малого театра, который, потеряв слух, не сдался, не ушел из профессии, а научился играть, считывая по губам реплики партнеров. Играл бесподобно, как играли, наверное, выдающиеся трагики XIX века. После премьеры «Отелло» студенты через всю Москву несли его домой на руках.

Да, наверное, я консерватор, но отголосок того старого театра ищу по сей день. Я люблю, когда занавес открывается в полной темноте, как было в моем детстве; люблю, когда от его загадочного шороха, от легкого дуновения воздуха рождается сладкое предчувствие чудес. Я верю в такой театр и всегда жду встречи с ним.

* * *
Валентин Гафт становился лауреатом премии дважды. В 2009 году он получил «Звезду Театрала» за работу в спектакле по собственной пьесе «Сон Гафта, пересказанный Виктюком», а в 2016-м стал обладателем самой почетной награды «Легенда сцены». Звание «Легенды» прокомментировал стихами:
О, это многолетие!
Когда устану жить,
Вместо меня на свете
Часы будут ходить.
Когда они устанут,
Задремлют на ходу,
Я к ним вернусь на землю,
И снова заведу.

* * *
В 2009 году Олег Басилашвили, лауреат в номинации «Легенда сцены», не смог присутствовать на торжественной церемонии, которая проводилась в тот год в Центральном доме актера, поскольку играл спектакль в БДТ им. Товстоногова. Однако позже лично получил награду в редакции «Театрала».

– Не первый год читаю ваш журнал, – отметил Олег Валерианович. – И хочу сказать вам спасибо за то, что в наш коммерческий век взвалили на себя столь тяжелую ношу. Говорят, будто критика сегодня не нужна, будто артистам не важно, что о них напишут. Не верьте. В моей жизни был такой случай…
Замечательный ленинградский театровед Раиса Беньяш когда-то написала о «Дяде Ване» статью, часть которой была посвящена моему исполнению роли Войницкого. И вы знаете, она подметила те вещи, которые я не замечал у себя, и мне это очень помогло. Такое нечасто бывает в среде театральных критиков – видеть то, чего не знает артист. В работе артиста много загадочного. Невозможно угадать – получится у тебя образ или нет. Вот, казалось бы, ты все знаешь о человеке, которого будешь играть. Знаешь, о чем он думает, понимаешь, какая сверхзадача у героя… а сыграть ничего не можешь. Пустота. А то вдруг находится какое-то слово, и всё оживает.

* * *
В 2010 году лауреатом премии стала Марина Голуб, заслужившая эту награду в номинации «Лучшая женская роль». Большинством голосов зрители отметили ее работу в спектакле МХТ им. Чехова «Васса Железнова». По воле судьбы, «Звезда Театрала» так и осталась одной из немногих наград, которые завоевала актриса в своей театральной жизни.

– Роль Вассы Железновой – большой подарок в моей жизни. Я смогла в ней воплотить то, о чем мечтала. Это роль моей судьбы. И она очень современная. Я играю сегодняшнюю женщину, со всеми обстоятельствами. Хочу признаться, что режиссер спектакля Лев Эренбург поначалу не собирался со мной работать. В данном случае я проявила некую волю, жесткость и терпение. И сделала так, что стала с ним работать.
Я заранее знаю, с кем работаю, могу себе позволить право выбора. А бывает, ты не видишь, не чувствуешь материал и вдруг раз – и получилось что-то невероятное. Когда Кирилл Семенович Серебренников делал «Пластилин», никто не мог понять – что это? И только я сразу догадалась, что это будет шедевр.

* * *
За десять лет истории премии некоторые артисты и режиссеры становились лауреатами не раз, наверное, потому что зрительская любовь – не меркнет. Так, например, свою первую «Звезду Театрала» Константин Богомолов получил в 2009 году за лучший актерский ансамбль в спектакле «Старший сын», в 2013 году – за режиссуру спектакля «Идеальный муж», а в 2015-м – за постановку «Бориса Годунова».

– Театр должен не столько о политике говорить, сколько нащупывать нерв общества, страны, людей. Тем более если люди не хотят ощущать или до конца не чувствуют этот нерв. Задевать человеческий нерв не в том смысле, чтобы поплакать над тяжелой женской судьбой, а попытаться понять мир, в котором мы живем, задуматься, для чего мы живем, куда мы идем и что происходит с нами. А если страна болеет, то важно, чтобы вылечиться, хотя бы диагностировать и осознавать эту болезнь. Страна генетически выжжена за годы советских репрессий, войны, эмиграции. Погибали, уезжали, умирали лучшие. И выжженность генетики еще долго будет влиять на состояние общества.

* * *
В 2010 году одним из самых ярких эпизодов церемонии стало выступление Юрия Любимова, ставшим лауреатом за постановку спектакля «Мёд» Театра на Таганке (кроме того, в 2008 году Юрий Петрович был также отмечен номинацией «Легенда сцены»). Его заявление о предстоящей отставке вызвало громкий общественный резонанс. Режиссер сообщил, что делает это в знак протеста против 83-го закона о госзакупках, а точнее против политики, проводимой в отношении театров.

–  Те, кто нами управляет, конечно, просили продолжить, но мы дружно выступили – с театрами так обращаться нельзя. Я в Думе так и сказал: «Управлять нами чурки-табуретки не могут». Я не буду писать, сколько мне нужно гвоздей и краски. Это полный и законченный идиотизм.

* * *
На церемонии 2011 года кульминацией вечера стал выход на сцену королевы театра – Инны Чуриковой, ставшей лауреатом в номинации «Лучшая женская роль» (актриса сыграла Алиенору Аквитанскую в постановке Глеба Панфилова «Аквитанская львица»). Чурикову зал приветствовал стоя (кстати, в 2015году Инна Михайловна получала награду в номинации «Легенда сцены» и снова аплодисментам не было конца).

– Дорогие друзья, спасибо вам за такое теплое отношение. Дорогой журнал «Театрал», спасибо за этот праздник и за то, что вы проявляете уважение и интерес к зрителю, поскольку театр и наши спектакли – это путь к зрителю. Мы выходим на сцену для того, чтобы это волновало, чтобы вы любили театр, чтобы приходили на спектакли. Я благодарна моему театру «Ленком» и Марку Анатольевичу Захарову за то, что к нам в театр пришла эта замечательная пьеса «Аквитанская львица» («Лев зимой»), и за то, что Глеб Анатольевич Панфилов взялся за постановку. Ддля меня Алиенора –этапная работа. Совершенно неизведанный характер, в котором перемешалось столько всего, что я не устаю восхищаться этой женщиной. Она стремится быть прекрасной, как королева, но в то же время обладает сложнейшим характером, как у воина или стратега. Она влюбчивая, страстная и невероятно противоречивая. Сложная и прекрасная женщина, которая жила много лет назад, но оставила мощный след. И я люблю всех своих партнеров, и этот спектакль, собирающий полные залы. Приношу признательность зрителю вот за этот подарок, за добрые слова. И хочется дальше жить и работать. Дай бог, чтобы так у нас было всегда

* * *
Одним из триумфаторов премии стал художественный руководитель Театра им. Вахтангова Римас Туминас, чьи спектакли не раз завоевывали «Звезду Театрала». В 2013 году режиссер получил премию за постановку «Евгения Онегина», годом ранее – за «Пристань». И при этом в своих речах он всегда немногословен, желая подчеркнуть, видимо, то, что всё главное – сказано спектаклем. Так, например, на церемонии в 2013 году свою победу он прокомментировал с юмором:

– Мы всех поздравляем. Это справедливо. Все будет хорошо.

* * *
Самой юной обладательницей «Звезды Театрала» стала в 2009 году актриса Мария Андреева, которая в свои 22 года сыграла Арманду Бежар в спектакле Малого театра «Мольер». Награду она получила в номинации «Восходящая звезда» (ныне не существует). А самой великовозрастной победительницей в истории «Звезды Театрала» является актриса Театра им. Вахтангова Галина Коновалова, сыгравшая в свои 96 лет Бывшую артистку императорских театров. На церемонии награждения она сказала:

– В наше время, когда неуважение и даже безразличие к старшему поколению является почти государственной политикой, Театр Вахтангова в лице его художественного руководителя предоставляет на 90-летие театра сцену пожилым артистам и не прогадывает. И делает великолепный спектакль! Одним словом, спасибо, Римас, спасибо, птица!

* * *
Не так много среди лауреатов премии было артистов, прошедших Великую Отечественную войну, но все же есть в их числе настоящий фронтовик, который к тому же становился победителем несколько раз. В 2008 году Владимир Этуш получил награду в редакционной номинации «Самый преданный читатель» (ныне не существует), в 2012 году – за лучшую мужскую роль (Грегори Соломон, «Пристань»), а в 2016 году – «Легенду сцены».

– Мне и другим вахтанговским артистам сегодня грех жаловаться на невнимание со стороны режиссеров. Новыми ролями нас не обделяют, а в своей «Пристани» Римас Туминас хотел показать, что для артистов возраста не существует… Я ему очень признателен. И пока есть силы всегда рад новым ролям.

* * *

В 2015 году актриса Театра сатиры Вера Васильева, сыгравшая главную роль в спектакле «Роковое влечение», получила «Звезду Театрала», обойдя всего лишь на несколько процентов голосов Чулпан Хаматову и Викторию Исакову (их работы были представлены в той же номинации – «Лучшая женская роль»). Предпочтения зрителей анализировать сложно. Но, по всей видимости, немаловажную роль здесь сыграли стойкость, обаяние и чувство стиля, которые присущи далеко не каждой актрисе, отметившей 90-летний юбилей.

– Я о наградах никогда не думаю и не жду их. А если вдруг меня чем-то награждают, то я искренне удивляюсь, потому что думаю, что ничего такого сверх выдающегося в профессии не совершила. Никогда я не ждала какого-то звания, или какой-то награды.

А «Звезда Театрала» – премия от зрителей, и потому для меня это очень приятно. От души вам говорю. Я отношусь к своим зрителям с любовью и вниманием. Они ко мне – тоже. Порой идешь по улице, и кто-нибудь обязательно скажет: «Будьте здоровы!» Я говорю: «Спасибо! И вы будьте здоровы». Или чаще всего восклицают: «Ой, моя бабушка с детства ваша поклонница!» Отвечаю с улыбкой: «Благодарю. Передавайте бабушке привет!»

* * *
В 2015 году так сложилось, что «Звезда Театрала» оказалась единственной премией, в число номинантов которой попал опальный «Тангейзер» Тимофея Кулябина. Эксперты, видевшие постановку, не перестают утверждать, что эта работа вполне достойна «Золотой маски». Вот только номинировать на «Маску» ее невозможно, поскольку «Тангейзер» снят с репертуара Новосибирского театра оперы и балета. Этой оперы больше нет в театральном пространстве, а потому, согласно правилам «Маски», и оценить ее невозможно. Но в отличие от «Золотой маски» у «Звезды Театрала» – другие правила. Зрители могли совершенно спокойно выдвинуть «Тангейзер», как одну из наиболее ярких постановок прошлого сезона, что и было сделано. В итоге, опальная опера одержала победу в номинации «Лучший музыкальный спектакль».

За наградой на сцену поднялся экс-директор Новосибирского театра оперы и балета Борис Мездрич. Статуэтку ему вручала политический деятель, публицист Ирина Хакамада, чья откровенная речь была едва прикрыта иронией:

– Театр стал рассадником свободы. Идет борьба между театром и федеральным телевидением. Свобода против несвободы. Эксперимент против отсутствия чего-либо нового. И на этом фоне есть свои бойцы. Художник не может быть несвободным – тогда он перестает творить. Но за свободу надо платить. Тарифы сейчас растут на всё в России, и тариф цены за свободу тоже сильно вырос. Не каждый решается его заплатить. Поэтому я с большим удовольствием хочу вручить эту премию Борису Мездричу, чтобы оценить поступок, талант и вдохновить вас, чтобы вы не боялись инфляции. Свобода того стоит. Спасибо вам!
teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.