В Мире Театра!

«Фрекен Жюли». Пьеса шведского драматурга Августа Стриндберга: отзывы о спектакле

В Москве в прошлом году состоялась громкая премьера постановки Августа Стриндберга «Фрекен Жюли». Театр Наций, в котором художественным руководителем работает Евгений Миронов, пригласил поставить популярную пьесу немецкого режиссера Томаса Остермайера.

Оригинальную версию постановки публике удалось наблюдать лишь один раз. После этого спектакль был запрещен по соображениям цензуры. Сегодня же «Фрекен Жюли» - спектакль, который показывают на театральных сценах многих стан мира, и который пользуется ошеломляющей популярностью. В Москве история Стриндберга приобрела совершенно новое звучание, а действие пьесы было перенесено в Россию 21 века.

Интригующее начало спектакля

В качестве прелюдии к спектаклю на установленном в глубине сцены экране зрители могут увидеть такую картину: женщина обезглавливает, после чего неторопливо потрошит курицу. Мертвые куриные лапы и резкие уверенные движения ножа создают необходимое настроение - готовят зрителей к жесткому разговору.

Евгений Миронов пригласил на роль режиссера-постановщика именно Томаса Остермайера, поскольку он широко известен своим умением буквально препарировать отношения между людьми и до тонкостей исследовать психологию женщин. Миронов, высказывая свое впечатление о работах немецкого режиссера, отметил, что его спектакли вызывают настоящий шок, что он жесткий и резкий в воплощении своей мысли на сцене. Однако пьеса «Фрекен Жюли» получилась иной – по словам Миронова, режиссер создал практически чеховские нюансы.

История создания пьесы

Шведский драматург Август Стриндберг поставил свою пьесу еще в 1889 году. Однако после премьерного показа она была запрещена. Причина произошедшего кроется в сюжете произведения, который не смогли воспринять в эпоху романтичного 19 века.

В центре сюжета трагичная любовь людей из разных социальных слоев. Красивая аристократка поддается порыву своего сердца и становится любовницей слуги в отцовском доме - простолюдина Жана. Отношения между героями не имеют ничего возвышенного, они именно плотские – такая картина, разумеется, была совершенно немыслима для своей эпохи. Показы произведения, которое создал Август Стриндберг, возобновили лишь 17 лет спустя.

Российская интерпретация

Как уже упоминалось, российский зритель смог увидеть новое прочтение пьесы. Это была перенесенная в современную Россию история «Фрекен Жюли». Театр Наций под руководством драматурга Михаила Дурненкова позаботился о создании такой более близкой и понятной сердцу зрителя версии классической постановки. Главные роли играют признанные и очень талантливые актеры - Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Только в данной интерпретации пьесы Миронов играет водителя, а Хаматова - дочь олигарха. Главная героиня – трагический, вызывающий массу противоречивых эмоций, образ.

Работа над «Фрекен Юлией»

Более двух лет шли переговоры о сотрудничестве с режиссером. В итоге Остермайер дал свое согласие не только по той причине, что русские театральные традиции очень сильны. Ему также была интересна сама история пьесы, которая в новом прочтении происходила в России 21 века.

Режиссер признался, что сам не изучал российскую действительность, поэтому во всем доверился драматургу и ничего из его предложений не корректировал. К тому же Остермайер подметил, что в постановке «Фрекен Юлия» были задействованы талантливые российские актеры, способные обогатить действие глубиной своих чувств.

Начало действия

Действие спектакля «Фрекен Юлия» сразу же захватывает внимание зрителя интригующим напряженным диалогом, а дальше развивается все более и более стремительно. Главный герой предает свою невесту. Дочь олигарха Юлия в первый раз в своей жизни оказывается в компании простых людей. Служанка Кристина решает простить жениха, изменившего ей. Герои окончательно запутываются в своих чувствах и отношениях. Юлия видит только один выход из поглотивших ее обстоятельств - суицид. И все эти драматичные события происходят на фоне чистого падающего снега.

Главная героиня спектакля Фрекен Жюли

Фрекен Жюли стала символом героини современности, характер и внутренний мир которой иногда определяют, как «полуженский-полумужской». Зритель может видеть только одну ночь из жизни героини – ее последнюю ночь. В оригинальной версии пьесы Жюли - дочь графа, которая, оставшись одна в Иванову ночь в доме со слугами, поддается соблазну быть любимой лакеем ее отца Жаном. После этого героиня, не выдержав позора, обрывает свою жизнь самоубийством. Последние истерические метания Жюли трактуются исследователями как признаки всесторонней деградации личности.

Фрекен Жюли действительно не готова к жизни, не умеет и не хочет жить. Она всюду чувствует себя чужой и всем опостылевшей. И, что еще страшнее, девушка совсем не способна, образно говоря, смотреть вперед, она не видит для себя никакого будущего. Многие исследователи театрального искусства основываются в своих заключениях о характере главной героине на авторском предисловии к пьесе. В нем Стриндберг с ничуть не скрываемой гордостью и очень настойчиво утверждает, что в пьесе «Фрекен Жюли» ему удалось показать зрителям совершенно новый характер. Поступки Жюли, по его словам, строго мотивированы, а ее печальная участь объясняется целым рядом социально-психологических и даже медицинских, причин. Характер девушки, без сомнения, сильный, яркий, хотя и достаточно странный.

Причины «падения»

Почему же жизнь богатой образованной девушки складывается настолько трагично? Характер девушки ломает сразу множество различных факторов. По материнской линии она имеет не вполне определенное происхождение, из-за чего в ее душе растет социальная закомплексованность. Калечит судьбу героини и неадекватное половое воспитание, а также неожиданные материальные осложнения в ее семье. Не последнюю роль играет и особая физическая и эмоциональная возбужденность, свойственная чувствительному мышлению Жюли. Все это очень близко позднему творчеству Стриндберга, его так называемым «камерным пьесам», появившимся на свет почти на двадцать лет позже «Фрекен Жюли».

Суть характера Жюли

Важнейший мотив истории главной героини — мотив ее падения, изначально воплощенный в повторяющемся снова и снова навязчивом сне девушки. То, что происходит с ней в постановке дальше, — лишь реальное воплощение этого сна. В творчестве автора пьесы сон — важнейшая категория театральной мысли. В его более поздних «камерных пьесах», где, можно сказать, нет героев, а есть одни только персонажи, те живут именно по законам сна.

Вот и Жюли, хоть и является явной, вызывающей сочувствие и переживание героиней — живет по тем же самым законам. В определенном смысле эта девушка «соткана из вещества того же, что и наши сны». То, что происходит с ней по сюжету, нельзя сводить к обычному «падению» графини со слугой-лакеем. Влекущая ее через навязчивые сны роковая бездна намного глубже этой интрижки с лакеем. И не случайно в пьесе именно графиня Жюли начинает разговор о снах.

Сны, воплотившиеся в реальность

Девушке снится, что ее упорно тянет вниз, глубже и глубже, но вот только что-то мешает и не пускает ее. Что ей «надо вниз», Жюли знает внутренним естеством, хотя и вряд ли осознает это своим разумом, поэтому решение оборвать жизнь самоубийством кажется ей единственно правильным. Однако и свое самоубийство героиня совершает, как бы во сне — она словно находится в состоянии гипноза, до конца не отдавая себе отчет в том, что с ней происходит.

Та Жюли, которая умом и душой принадлежит миру сновидений, полуфантастическому миру, прекрасно понимает лишь одно - неотвратимость собственного конца. Но природа характера героини все же двойственна, краем своего естества Жюли соприкасается и с тем, что можно назвать вполне реальным миром, с тем именно миром, в котором довольно прочно утвердились и лакей Жан и особенно кухарка Кристина, символизирующая по-настоящему агрессивную стабильность реальности. Жюли же — существо намного более хрупкое, неустойчивое, постоянно мечущееся душой между тем, чем являются ее сновидения, и тем, как она воспринимает явь.

Действенная сторона ее образа выражена в мучительной внутренней агонии: здесь присутствует и страх, и слабая, но все же существующая надежда, и попытки повернуть вспять происходящие события. По словам критиков, Жюли гротескно-трогательна в попытке быть по-настоящему искренней с лакеем, который не способен понять ее уже просто в силу своей совершенно иной душевной организации. Но девушке просто необходимо высказаться, и ей уже неважно перед кем, впрочем, больше ей поговорить и не с кем. К тому же именно Жана героиня решает использовать как своеобразное «орудие» самоубийства.

Отзывы о московском спектакле Фрекен Жюли

Спектакль «Фрекен Жюли» имеет отзывы зрителей очень противоречивые, как, впрочем, и многие театральные постановки, особенно с социально-психологической направленностью. В основном негативные отзывы зрителей связаны, по их словам, с неоправданной жестокостью, показанной на сцене в эпизодах убийства курицы и собачки. К тому же, немало комментариев отмечает, что решение перенести действие пьесы в современную Россию лишило сюжет всякого смысла, ведь то, что было «падением» и трагедией в 19 веке, современному миру кажется совершенно нелепым. Некоторые даже отмечают, что после просмотра пьесы у них остался тяжелый осадок на душе.

Конечно, не стоит забывать, что это лишь частные мнения, полностью полагаться на которые было бы ошибкой. Тем более что у спектакля не меньше и положительных отзывов, которые в значительной степени сводятся к гениальной игре актеров, которые буквально проживают на сцене жизни своих персонажей и отдаются своей профессии без остатка. Неудивительно, что на спектакль «Фрекен Жюли» билеты продаются уже не один год, и каждый выносит из увиденного на сцене свои впечатления.

fb.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Метки записи:   , ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.