В Мире Театра!

Гарри Бардин: «Так мы скатимся к пещере»

В Сети появились кадры, вызывающие оторопь. Рабочий с перфоратором демонтирует в центре Москвы (ул. Забелина) мемориальную доску Осипу Мандельштаму с высеченной на ней надписью: «Я хочу, чтоб мыслящее тело превратилось в улицу, в страну».

На место происшествия была вызвана полиция, работы приостановили (позже появились сообщения, что демонтаж производился якобы с целью дальнейшей реконструкции сквера), но факт вызвал широкий общественный резонанс.

Кирилл Серебренников, например, написал такой комментарий на своей странице в Facebook: «Ничего не меняется в России. Ничего. Наш спектакль «Век-волкодав» как раз об этом... Уморили Поэта, убили его, а теперь и память о нем уничтожают. Пытаются. Не смогут. Неравные они ему. Шакалы».

На фоне постоянно растущего числа памятников Сталину по стране участились выпады в адрес жертв сталинских репрессий. На днях во дворе Музея ГУЛАГа группа «активистов» вывесила чучело писателю Солженицыну с издевательскими стихами, в которых лауреат Нобелевской премии называется предателем Родины.

Свое отношение к происходящему «Театралу» прокомментировал режиссер, мультипликатор Гарри БАРДИН.
 
Гарри Яковлевич, мы живем в эпоху, когда, казалось бы, только кнопку нажми и любая информация, как на ладони. Известно, сколько миллионов человек загубил сталинский режим, как подлые доносы приводили к расстрелам множества невинных людей, а все равно культ тирана и убийцы прорастает через десятилетия…
– Это происходит в первую очередь от невежества. Нужно хотя бы знать свою историю. И не только из федеральных каналов, но и самостоятельно читать, мыслить, анализировать исторические события. Но историческим просвещением сегодня, увы, мало кто занимается. Иначе не развивалась бы ностальгия по Сталину: дескать, ах как было хорошо, какой сильный хозяин нами руководил. Был порядок, был прогресс. А какие страшные последствия этого «порядка»? Тот же Мандельштам, выдающийся поэт, был сослан в ГУЛАГ, где и скончался от истощения. И тело его несколько месяцев лежало в снегу не погребенным. Хочется спросить: вы по этому тирану скучаете – по массовому убийце, породившему эпоху, когда бесстыдным образом на людей навешивались клеветнические обвинения?
 
Строили коммунизм, а построили ГУЛАГ…
– Видимо, вся беда в нашем генетическом рабстве. Русские крепостные любят плеть. В нас до сих пор живет рабское сознание, которое выдвигает палачей на пьедестал. И не удивлюсь, если вскоре какая-нибудь инициативная группа предложит воздвигнуть памятник Берии.
 
Своего рода памятники ему уже появились в виде целого ряда книг, в которых преступник называется «эффективным менеджером», сталинским романтиком.
– Это и страшно. Искажаются факты, создается иллюзорность истории. А любая тирания прорастает даже через века.
 
- Сегодня открыли памятник Ивану Грозному, тоже, по сути, кровавому тирану.
– Когда я узнал об этом из новостей, не поверил. Сначала решил, что это шутка, ведь, казалось бы, каждый школьник знает о деспотизме этого правителя, о чудовищных казнях и прочем. В свое время Нижний Новгород ужасно пострадал от него. Но тираны нам очень любы. Если честно, это очень удивительно.
Ленина никак не похороним. Сталина то и дело кругом втыкаем. Что этим людям неймется? У меня складывается ощущение, что подобными вещами занимаются как раз потомки тех самых крепостных, и это, конечно, удручает.
 
Общественные настроения не обходят стороной и театр. Сколько знаем мы примеров, когда каким-либо «активистам» не нравился спектакль. Режиссерский театр, который еще до недавнего времени отличался смелостью и порой даже жесткостью в изложении фактов, стал осторожничать: как бы чего не вышло…
– Не надо ничего бояться. Пусть театр обратится к своей истории и найдет там примеры для подражания и понимание того, как нужно поступать. К примеру, Юрий Любимов не боялся ведь говорить с народом и зрителем на самые острые темы, апеллируя к думающим людям.
 
Его сценическое слово ловилось и обретало смыслы. Причем как политические, так и общенародные. Это был не Эзопов язык, а открытый, человеческий. Вот это я понимаю – позиция. Режиссер, на мой взгляд, должен проявить свое отношение к происходящему в нашем обществе. Да, я понимаю, что актеров надо кормить и порой кассу собирают совершенно другие спектакли. Но поймите, что и думающих зрителей тоже надо кормить. Однако только ли тем, что им нравится и тем, что голозадо и прикольно? Так мы скатимся к пещере. 

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.