В Мире Театра!

Госоркестр и Госхор на службе России

Прославленные коллективы отметили юбилей совместным гала-концертом

Фото: Станислав Левшин

Государственный академический симфонический оркестр России имени Е.Ф. Светланова (Госоркестр) и Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова (Госхор) объединились, чтобы отметить общий юбилей — 80 лет со дня основания.

Программа гала-концерта «80 лет служения России», представленная в Большом театре, получилась сверхнасыщенной. Режиссер, народный артист Юрий Лаптев включил в нее практически все музыкальные жанры, в том числе балет: от ГАБТа юбиляров приветствовала прима-балерина Ольга Смирнова с ностальгическим «Лебедем» Сен-Санса.

«Мы вспоминаем тех, кого сегодня нет с нами», — проникновенно звучал за кадром сочный баритон ведущего Николая Бурова, и на экране, развернутом во всю ширь сцены, вереницей шли портреты артистов, которым Госхор и Госоркестр обязаны нынешней славой.

Фото: Станислав Левшин

Впрочем, лирические эпизоды на этом торжестве были редкостью — кроме Смирновой, в благоговейное слушание-созерцание гостей погрузила народная артистка Ольга Бородина с «Трепаком» Мусоргского и Госоркестр с «Элегией» из Струнной серенады Чайковского. В остальном на Исторической сцене царило приподнято-бравурное настроение.

Тон вечеру задал Госхор. Под управлением худрука Евгения Волкова артисты исполнили «Патриотическую песню» Глинки, положенную на стихи Степана Щипачева. В 1946 году это сочинение, оркестрованное Дмитрием Рогаль-Левицким, принимало участие в конкурсе гимнов РСФСР. В итоге Россия осталась с союзным гимном, а опус Глинки десятилетия спустя стал гимном ельцинской России.

Фото: Станислав Левшин

Почин коллег подхватил Госоркестр, ответивший Торжественным коронационным маршем Петра Чайковского. Мажорные юбиляции не на шутку вдохновили дирижера Кристиана Ярви, чуть было не пустившегося в пляс. Хореографические упражнения маэстро продолжил в «Поганом плясе» и Финале из «Жар-птицы», имеющей к танцу непосредственное отношение. На экране тем временем демонстрировались кадры с участием Игоря Стравинского. Автор балета, сосредоточенно рубя кулаками воздух, дирижировал Госоркестром.

Нынешний его худрук Владимир Юровский на концерте не появился, передоверив дирижерские полномочия тому же Ярви и Томасу Зандерлингу. Впрочем, этот коллектив уже достиг такого уровня, что может обходиться без дирижера. Аналогичной характеристики заслуживает и Госхор, который помимо общих с коллегами вокально-симфонических сочинений (в том числе, первой части «Колоколов» Рахманинова и «Иисуса Навина» Мусоргского) продемонстрировал, пожалуй, самое яркое достижение вечера — неудержимое «Время, вперед!» Георгия Свиридова, спетое a capella (дирижер — Александр Топлов).

Фото: Станислав Левшин

От коллег-инструменталистов юбиляров поздравили пианистка Екатерина Мечетина с финалом Первого концерта Чайковского и скрипач Михаил Симонян с сочинениями Арама Хачатуряна и Макса Бруха. На долю Симоняна — главы поддержавшего концерт Фонда «Открытое море» — выпал не только исполнительский, но и организаторский успех. Во многом благодаря его активности состоялась творческая перекличка стран и времен.

— Часто многие страны пытаются забыть о причастности к истории Советского Союза. Но когда я пригласил принять участие в концерте наших коллег из Эстонии, Грузии, Украины и США, все моментально сказали «да». Потому что все мы преклоняемся перед выдающимися музыкантами, работавшими в Госхоре и ГАСО. На их записях мы выросли, — подчеркнул скрипач в беседе с «Известиям».

Фото: Станислав Левшин

Возможно, скоро совместную фонотеку коллективов обогатит запись «Проекта Гимна СССР» Сергея Прокофьева. Ждать своего часа произведению пришлось 73 года.

— Его слышали только члены жюри и представители правительства, а теперь и гости гала-концерта, — рассказал Евгений Волков. — В 1943 году был объявлен конкурс на создание гимна СССР. Прокофьев в «большой финал» не прошел. Но осталась полностью сделанная его  рукой партитура.

Музыка Прокофьева отлично вписалась в оптимистический строй вечера. Вместо с тем стало ясно, чем этот гимн в свое время не удовлетворил государственных ценителей. Соотношение лирики с державностью в нем явно не в пользу последней.

Известия

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.