В Мире Театра!

«Я люблю тебя, Москва, хоть не знаю за что…»

Кадр из фильма «Москва никогда не спит»

Москву презрительно называют «большой деревней». «Из-за депрессии у новых жителей возникает впечатление, что Москва — скучный, серый, пыльный город, где нет ничего, кроме Кремля, Красной площади и Третьяковской галереи, а асразу за Большим театром начинаются панельные кварталы», - пишет краевед Павел Гнилорыбов в книге «Москва в эпоху реформ». Между тем в России снимали и продолжают снимать фильмы, где наша столица выглядит крайне привлекательной.

Во времена хрущевской Оттепели появились «Я шагаю по Москве» и «Застава Ильича» с их Москвой немноголюдных улочек, уютных телефонных будок и ночных прогулок. В брежневские времена Москва «Карнавала» и «Самой обаятельной и привлекательной» поражала своей застывшей урбанистической красотой. Перестройка нам дала растревоженные окраины «Трагедии в стиле рок» и наводненные брейкерами площади «Курьера». В 90-х многие любовались авантюрной Москвой «Бедной Саши» и «Кризиса среднего возраста». А что же нам дали режиссеры ХХ века? Предлагаем проследить, как менялся образ Москвы в нынешних фильмах разных жанров — мистической драме, подростковом альманахе, молодежной комедии, остросюжетном детективе и тематическом киноальманахе.

1. «Последняя сказка Риты» (2012). Смерть проносится сквозь заснеженный лес в черном «Вольво». У Смерти невинный лик манерной блондинки Ренаты Литвиновой. У нее ответственная миссия: подготовить к достойному переходу на тот свет неизлечимо больную Риту Готье (Ольга Кузина). Ради такого дела Смерть материализуется, устраивается поближе к своей клиентке в больницу медсестрой и начитает жить по людским законам, употребляя алкоголь и заводя беспорядочные романы с мужчинами, из-за чего ее оболочка порядком изнашивается. Прочие героини, окружающие печальную готическую Риту, не менее условны.

Кадр из фильма «Последняя сказка Риты»

«Какой ужасный город! - восклицает героиня Литвиновой Таня Неубивко в самом начале. - Здесь нет ни одного старого здания. Это настоящее уродство». Конечно же она кокетничает. Ведь разрушенные дома Неубивко исрользует в качестве портала для проникновения в наш мир. А действие фильма проходит в районе Тверского и Никитсского бульваров, где множество дореволюционных особняков все же сохранились. Окна больницы, где умирает Рита Готье, выходят на церковь Большое Вознесение. А некоторые сцены сняты в интерьерах Музея-квартиры Алексея Толстого на Спиридоновке и Литературного музея Горького. А финальная сцена с памятником Гагарину, поднимающим руки, исполнена неподдельного величия.

2. «14+» (2015). Старшеклассник Леша, фанатеющий от фильма «Брат», влюбляется в девочку из параллельного класса. В жизни парнишка далеко не так физически крепок, как его экранный кумир, а потому постоянно становится жертвой местных гопников. Однажды они его подвергают экзекуции прямо на глазах у пассии. Но женское сердце непредсказуемо — и именно это событие становится прологом к романтическим отношениям школьников.

Кадр из фильма «14+»

Фильм заслуженно получил приз мэра Москвы за достойное изображение столицы. При этом Москва в кадре отнюдь не парадная, поскольку основные события разворачиваются в СВАО — в окрестностях станций метро «Бабушкинская» и «Свиблово». Здесь режиссер Андрей Зайцев продолжил традиции своих предшественников, привлекательно показавших эти места в картинах «Ночной дозор» и «Бездельники».

3. «Москва никогда не спит» (2015). Действие картины проходит в День города и укладывается в сутки. Персонажей здесь великое множество, сюжетные линии относительно самостоятельны, однако судьбы всех семей номинально переплетаются друг с другом. Пожилой актер тяжело болен. Если ему вовремя не сделать операцию, то максимум через две недели он умрет. Правда, перспектива скорой кончины его удручает намного меньше, нежели отсутствие коньяка в больнице. В поисках заветного пойла он отправляется в ближайший бар, где его внезапно похищает шумная компания гопников. Судьбы остальных персонажей не менее драматичны.

Кадр из фильма «Москва никогда не спит»

Ирландец Джонни О'Райлли много лет работал в Москве журналистом, искренне влюблен в этот город, а потому имеет право говорить о нем без прикрас, но и без нарочитой чернухи. Горечи, тут, конечно, несравненно больше и за эту сермяжную правду О'Райлли спасибо. Все, как по слову классика – «я люблю тебя, Москва, хоть не знаю за что – город, который не чувствует боли и не щадит никого» (Гарик Сукачев «Вальс Москва»). Несмотря на все драматические перипетии сюжета, Москва в фильме не лишена величия и стати – будь то памятник Гагарину на Ленинском проспекте, узенькие переулки в центре столицы или лощеные башни Москва Сити. В метафизическую топографию столицы ирландский гость проник достаточно глубоко. Район Бауманской, исторически связанный с куражами Петра I, показан в фильме как вотчина развеселых гопников. А Крымский мост, как, например и в песне группы «Кирпичи» «Я понял всё, спасибо, пока», служит местом разлуки влюбленных.

4. «Москва, я терплю тебя» (2016). Художник Александр рассчитывает отдохнуть в погожий день, но не тут-то было. Клиентка срочно требует встречи, невеста жаждет совместного похода по магазинам, да к тому же, как снег на голову сваливается друг из Гомеля. Действие фильма укладывается всего в один день, но любой житель столицы вам подтвердит, что эта зашкаливающая степень суеты и калейдоскоп безумных событий кажутся для этого города вполне рядовым явлением.

Кадр из фильма «Москва, я терплю тебя»

Москва в фильме необычайно многолика. Это и Маяковка, и Патриаршие пруды, и пресловутый памятник Петру Первому, который Юрий Шевчук метко окрестил «Гулливером в лилипутской ложке». Но особо пристальное внимание здесь уделено живописному району Останкино, где герои наконец-то могут прийти в себя и разобраться в собственных чувствах.

5. «Чистое искусство» (2016). На встрече в верхах президент России подарил главе американского Белого дома полотно Ивана Шишкина стоимостью 1 миллион долларов. Через некоторое время появляется подозрение, что редкая картина оказалась дешевой подделкой. Параллельно с эти происходит убийство художника-авангардиста Андрея (Петр Федоров) и не исключено, что эти события как-то связаны между собой. Девушка Андрея Саша, обнаружившая его мертвым, увидела нечто такое, чего не должна была видеть. Теперь на нее объявлена охота криминальными структурами. Саша вынуждена скрываться, но одновременно ее движет желание во всем разобраться самой. И она начинает собственное расследование, нити которого протягиваются в итоге в высшие эшелоны власти.

Кадр из фильма «Чистое искусство»

Режиссер неплохо изучил мир современной живописи и использовал в фильме реальные полотна одного востребованного художника. Вот только в Третьяковскую галерею съемочную группу так и не пустили, поэтому пришлось снимать в ее окрестностях да по-быстрому. Зато Давлетьяров в совершенстве освоил искусство съемок бегущей героини через запруженную машинами центральную столичную улицу. Для этого нужно всего лишь договориться с гаишниками о включении красного сигнала светофора и создать автомобильную пробку! Москвы в кадре много, и показана она довольно привлекательно. А одним из инвесторов картины явно выступил «Аэроэкспресс»...

Фото с сайта kinopoisk.ru, kino-teatr.ru

km.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.