В Мире Театра!

Игорь Матвиенко: «Я наигрался в шоу-бизнес»

Композитор и продюсер — о кремлевских концертах «Любэ», оде пехотинцам и музыке к «Викингу»

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Один из наиболее успешных российских продюсеров-композиторов Игорь Матвиенко готовится к праздничным сольным концертам своей главной группы — «Любэ», которые состоятся 23 и 24 февраля в «Крокус Сити Холле». За последние полгода имя маэстро было упомянуто, наверное, больше многих других деятелей искусства. Игорь Матвиенко запустил общественный проект «Жить», презентовал большую композиторскую работу в фильме «Викинг», которой занимался почти три года, и встал на защиту 24 тыс. авторов в споре вокруг Российского авторского общества.

— Московские концерты «Любэ» на сей раз приурочены не только к Дню защитника Отечества, но и к 60-летию Николая Расторгуева. Уже решил, что ему подаришь?

— Решил, но сказать пока не могу — сюрприз же должен быть. Разыскивал эту вещицу давно и повсюду — по аукционам в Америке, в Британии. В нашем возрасте уже многие вещи вроде яхт, часов, автомобилей — не так важны…

— Да, это у вас уже есть…

— Особо нет (смеется), но и не нужно. Ценности поменялись.

— Тогда поделись хотя бы подробностями предстоящих концертов. Чего там будет больше: пафоса и статусности или, наоборот, камерности, душевности?

— В них есть две составляющие. Во-первых, традиционный праздник 23 февраля, и это мы должны учитывать. Во-вторых, юбилей народного артиста, подразумевающий наличие гостей. У Николая, как и у меня, — людей скорее интровертных, круг друзей-артистов очень узок. Но и из него мы не всех сможем пригласить на сцену. Есть замечательные авторы и исполнители с лирическим, модным репертуаром, но праздник защитника Отечества требует гражданского и патриотического контента. И в зале будут важные гости, которые придут отмечать именно этот праздник. Поэтому программу мы подбирали соответствующую.

— В число «важных гостей» входят высокопоставленные кремлевские чиновники?

— Николай, конечно, приглашает кого-то из высоких руководителей. Он же общается с такими людьми. Но кто конкретно придет на этот раз, пока не могу сказать — такие вещи всегда выясняются в последний момент.

— Недавно появилось твое гуманистическое, можно сказать, пацифистское произведение «Жить», открывающееся строкой: «Как можно отнять жизнь?». Клип на эту песню набрал в интернете и социальных сетях больше 40 млн просмотров. Одновременно с премьерой песни начался социальный проект «Жить», о котором ты уже рассказывал «Известиям». И примерно в то же время ты сочинил гимн Сухопутных войск РФ «Вперед, пехота!». Как ты совмещаешь две такие, на мой взгляд, полярные темы?

— Да где же они полярные? Пехота страны существует для возможной обороны и защиты — это наша необходимая страховка, которая всегда должна быть наготове. Но спросите любого военного, хочет ли он войны — да не дай бог. Это ужас и кошмар. И я, даже не будучи военным, понимаю это очень хорошо. Но у войск должен быть свой гимн, потому что гимн — это ода защитнику, солдатам, проходящим службу. Это ода патриотизму. Я всё больше с годами становлюсь патриотом, чего в молодости не понимал до конца. Но тогда и другие времена были. Сомнений возникало больше в той же стране. Теперь всё иначе. Возможно, пришла некоторая мудрость и осознание того, что без любви к Родине ты ничего не стоишь.

Что касается проекта «Жить», для меня его успех стал неожиданным. Я писал песню как ответ на вопрос людей, которые по разным обстоятельствам оказались в сложных, иногда трагических ситуациях. Началось всё с трагедии над Синаем, но по мере развития замысла, общения с артистами я увидел, что такая идея необходима многим. Тем, кто пережил драму, нужна поддержка и рассказы о том, как другие преодолевали такие моменты.

— Как формировался список исполнителей в клипе «Жить»? Насколько это твой личный выбор?

— Процентов на семьдесят, конечно, личный, поскольку это моя инициатива и замысел. Поддержку проекту оказал «Первый канал» и лично Константин Эрнст — большое ему за это человеческое спасибо. Я считаю, что все те слова благодарности, которые мы получили на сайте ЖИТЬ.РФ, адресованы и ему, хотя формально Константин Львович, как говорится, в титрах не засветился.

— Есть те, к кому хотелось обратиться по поводу «Жить», но было априори понятно, что они откажутся?

— Нет, таких, конечно, не было. Случались разные недоразумения, когда из-за плотного графика не все артисты сумели поучаствовать и в записи песни, и в съемке клипа. Например, Валерий Сюткин спел свою строчку в песне и дал очень искреннее интервью для фильма о проекте, но в клип не попал. Или Дима Билан — пригласили, он согласился, но приехал на студию, перепутав день записи. А Кирилл Андреев из «Иванушек» спрашивал меня после, почему я его не пригласил, ведь в его жизни была настоящая трагедия и проект он понял, как говорится, с первых нот. Но мне показалось уж слишком навязчивым приглашать в проект всех артистов собственного продюсерского центра.

— Игорь, кроме творческой работы в прошлом году ты возглавил авторский совет РАО, вокруг которого сейчас столько конфликтов. Какова ситуация сейчас?

— В двух словах можно ответить, что у авторов «денег нет», потому что система сбора и распределения авторских выплат настолько непрозрачна во всех таких организациях, что биться за свои деньги авторы попросту не могут, а получают крохи при общих огромных сборах. После долгих разбирательств с моим выступлением в Думе, серии судебных тяжб, внутренних конфликтов один менеджмент сменился на другой, но будет ли это эффективно для авторов — вскоре увидим. Я свою позицию четко сформулировал и буду продолжать ее отстаивать и в РАО, и в других местах. РАО и вся система коллективного управления правами России должны контролироваться государством, а система выплат авторам должна быть понятной и прозрачной.

— Многие музыканты, композиторы, текстовики говорят, что это всё «сущие копейки» — не выплаты, а унижение, особенно для представителей старшего поколения. Но ты-то — человек обеспеченный. Тебе не всё равно? Не с «авторских» же живешь?

— Нет. Живу не на авторские. Но боролся-то я не за себя, а за более чем 20 тыс. авторов, для которых это — основной доход. Так как сам помню времена во второй половине 80-х, когда приходил в сберкассу и те 10–15 рублей, что поступали мне на счет в виде авторских, являлись суммой, на которую я жил. И сейчас так многие авторы живут. Поэтому еще раз повторюсь: буду и дальше свою позицию отстаивать, потому что уверен в своей правоте.

— Тебе, как композитору, продюсеру, как «немолодому человеку», еще интересно сегодня играть в историю под названием «открой новые имена»? Раскручивать их, готовить им репертуар?

— Если честно, я вообще уже в шоу-бизнес наигрался. Именно поэтому взялся за музыку к «Викингу», а сейчас ищу варианты реализации в других крупных формах. Хочется сочинять для хоров, оркестров, делать не трехминутные шлягеры, а произведения, исполняющиеся час. Возможно, мюзикл или что-то для театра. Еще сейчас серьезно изучаю русскую оперу.

— В случае с «Викингом» ты остался доволен результатом или просто порадовался поводу почитать историческую литературу?

— Я начал ее изучать еще до «Викинга». И Карамзина читал, и «Повесть временных лет». В детстве историей совсем не увлекался, не помню даже, какие отметки у меня были по этому предмету. А вот с годами заинтересовался и получаю большое наслаждение. Что касается фильма, то сначала мне вообще хотелось сделать нечто революционное. Казалось, что вся мировая киномузыка уже «заформатирована» хуже плей-листов любых поп-радиостанций. Думал, сделать саундтрек без единого инструмента, только на человеческих голосах. То есть с хорами, вокалистами, битбоксерами.

— А битбоксеров где бы искал? Jukebox trio?

— Я с ними даже переговорил на эту тему. Но потом подумал, что такой проект, наверное, придется готовить не два года, а лет пять. И мы с продюсерами пришли к тому, что мое предложение — скорее для авторского кино. А «Викинг» — это эпос. Для заинтересованных в музыкальной части фильма мы выпустили отдельный диск с саундтреком. Благодаря «Викингу» я приобрел совершенно новый для себя композиторский опыт, который надеюсь использовать в ближайшем будущем. К слову, сходил недавно на премьеру «Притяжения» Федора Бондарчука — музыка очень понравилась, начинаю совсем иначе теперь смотреть на большие формы.

— Совсем недавно тебе исполнилось 57. Как-то это отметил?

— В этом году без громких торжеств — все-таки не юбилей. Сейчас думаю о том, что надо успеть сделать до 60-летия. Амбициозные планы есть. Вот если они реализуются — будет что отпраздновать.

Известия

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.