В Мире Театра!

Ирина Апексимова: «Против контрактной системы активно выступят профсоюзы»

Директор Театра на Таганке, актриса Ирина Апексимова 19 октября встретилась с журналистами «Театрала» (подробное интервью о жизни и планах «Таганки» читайте в ближайшее время). Разговор зашел также о предстоящей театральной реформе, о которой на днях заявил заммэра Москвы Леонид Печатников…
 
– Ирина Викторовна, среди множества вариантов предстоящей реформы есть и такой: дескать, государство в первую очередь должно поддерживать те коллективы, которые активно работают, выпускают премьеры и хорошо зарабатывают. Насколько эта идея, на ваш взгляд, разумна?
– Леонид Михайлович предложил всем руководителям театров: дескать, придумайте систему какой-то оценки. Но по каким критериям финансировать? Я не знаю… У каждого театра существует своя объективная система оценок. Если государство будет распределять бюджет, ориентируясь на заработки театров, – значит, будет жить по этой системе. Но тогда у меня встречная просьба: дайте театрам возможность самостоятельно решать, с какими артистами ему работать, с какими – нет.

– Вы говорите, наверное, о людях, которые трудятся на бессрочных договорах?
– Да и теперь они, держась за свои бессрочные контракты, отказываются от новых ролей, воспринимая зарплату, как пособие. Я понимаю, что Театр на Таганке здесь не исключение – так сложилось во многих коллективах еще с советских времен (и, наверное, в этом есть свои плюсы). Но если мы переводим театры на коммерческие рельсы, тогда дайте возможность руководителям выстраивать взаимоотношения с подчиненными тоже по этому принципу.

– То есть переводить актеров на срочные контракты?
– Да. Тогда и система будет четкой: артисты смогут получать по заслугам, удастся создать премиальный фонд и т.п. А если люди боятся, что они никому не нужны и потому держатся за свои бессрочные договоры, то что можно с этим сделать?

Вся страна работает на контрактах. Что здесь не так? Никак не могу понять. Ясно, что против контрактной системы активно будут выступать профсоюзы. Потому что как только все перейдут на контракты, роль профсоюза исчезнет сама по себе – им никто не будет платить.

– А чем еще привлекательны контракты?
– Если один артист выходит на сцену раз в месяц, а другой играет 36 спектаклей в месяц, они ведь должны получать по-разному? Значит, должна быть разработана четкая гонорарная система, которая учитывала бы роли, опыт артиста, его занятость в репетициях и в репертуаре, заслуги перед театром и многое другое.

«Таганка», например, заложник вот еще какого положения. Исторически сложилось так, что билеты в этот театр всегда продавались по низкой цене. Юрий Петрович Любимов считал, что свое детище народным театром. И всегда соблюдал ценовую политику. Но после всех валютных скачков у нас цена осталась прежней. В то время, как в некоторые театры стоимость билетов составляет 10, а то и 20 тысяч рублей, у нас по-прежнему билеты от ста до тысячи рублей.

Короче говоря, это всё очень непростая система. Я понимаю Печатникова: государство ежегодно тратит огромные суммы на содержание театров и эти суммы нужно, наверное, как-то упорядочить. Но понимаю и руководителей театров: у каждого коллектива своя система и потому предстоящая реформа – вещь непростая. 

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.