В Мире Театра!

Каталин Любимова: «Юрий был невероятным человеком…»

Вечером 30 сентября, в день столетия режиссера на Исторической сцене Большого театра состоится Концерт-посвящение патриарху отечественной сцены. А в преддверии этого события будут награждены лауреаты Общественной премии Юрия Любимова. В нынешнем году ими стали Лео Бокерия, Юрий Григорович и Рустам Хамдамов. В преддверии юбилея «Театрал» задал несколько вопросов жене режиссера Каталин Любимовой.
 
Каталин, целый год имя Юрия Любимова не покидает афиш, проходит множество мероприятий, посвященных его памяти. И, пожалуй, юбилея такого масштаба не было ни у кого из театральных деятелей. Как вам это удалось?
– Вы абсолютно верно рассуждаете. Юрий Петрович ушел от нас на 98-м году жизни. До последнего дня был с абсолютно ясной головой. И после его ухода я стала думать... Я поняла, что должна готовиться к столетию вовремя, потому что это не делается за пять минут.

Начала с того, что вместе с директором Фонда Любимова, моей соратницей Еленой Смирновой сформировала программу. В последующие годы программа, конечно, менялась не раз, однако это были перемены в лучшую сторону. И лишь затем я стала писать письма и ходить по инстанциям. На мое счастье, просьба была услышана. Иными словами, Фонд Юрия Любимова подавал городу идеи и предложения, благодаря чему шаг за шагом вырабатывалась та линия, которая в итоге получилась.

– То есть особых препон вы не встречали?
– Нет, не встречала. Я благодарю Леонида Печатникова и правительство Москвы. Они очень нас поддержали. Я встречалась и с Министерством культуры, и лично с Мединским. Все, что мы замыслили, доведено до победного конца.

– Но все же, чем, на ваш взгляд, обусловлена такая любовь к Юрию Петровичу?
– Россия умеет любить только мертвых... Но я бы так не рассуждала, хотя доля правды здесь есть. Юрий Петрович создал уникальный театр. Он реформатор и мирового театра. Его масштаб не только российский… И теперь все больше людей это понимают.

В Высшей школе экономики, например, есть лаборатория, которая изучает творчество Юрия Любимова. Там работают серьезные люди. И это для меня настоящий подарок.
Юрий Петрович делал поэтический театр, музыкальный театр. Он менял форму, и это был не реалистический, а условный театр. И он всегда стремился к синтетическому искусству. То есть всё вместе: не только слово, но и движения, музыка, ритм, – все составляющие. Он беспрерывно фантазировал, и это делало его постановки уникальными.

Он был невероятным человеком, и я до сих пор считаю, что не знаю его достаточно глубоко.

– До сих пор?
– Да. Спустя 38 лет совместной жизни...
Он мог, например, сказать нечто такое, чего ты никак не ожидал. Но со временем становилось понятно, насколько он был прозорлив в своих оценках. Не помню случая, чтобы интуиция его подвела. Даже когда после изгнания его позвали обратно в Россию, он, не колеблясь, согласился, сказав, что это – его долг.

– Вы не пытались его отговорить?
– Нет. Я сказала: «Юрий, это ваше решение. Вы русский человек, вы родились в России. Все предки в российской земле. Вы сделали свой знаменитый театр и опять же там – друзья. Если решите вернуться, то я вернусь вместе с вами». Я все годы нашей совместной жизни обращалась к нему только на «вы».
 
Подробное интервью с Каталин Любимовой читайте в ближайшем номере «Театрала»

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.