В Мире Театра!

«Кто-то должен остановиться в бесконечном процессе «храм-бассейн»»

В Ростове-на-Дону разгорается скандал вокруг передачи здания местного театра кукол в пользование местной епархии. В последнее время такие общественные институты как театр и церковь все чаще оказывается в центре конфликтов. Причем не только философских, но и вполне мирских, связанных с передачей РПЦ зданий, в которых сегодня располагаются творческие коллективы. «Театрал» попросил прокомментировать ситуацию деятельей культуры.

Напомним, Ростовская епархия претендует на здание местного театра кукол, так как здание театра стоит на фундаменте бывшей греческой церкви. Согласно федеральному закону от 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» здание театра должно отойти церкви. Жители города уже обратились к губернатору области Василию Голубеву с просьбой не допустить передачи здания театра.
 
Общественность еще до сих пор не оправилась после информации о том, что здание Санкт-Петербургского Исаакиевского собора отойдет РПЦ. По этому поводу в Северной пальмире проходили неоднократные митинги. Все чаще разгораются скандалы и на уровне восприятиях тех или иных произведений искусства. Православные активисты неустанно следят за работой художников и требуют то  отменить премьеру еще не вышедшего фильма Алексея Учителя «Матильда», то запретить к показу рок-оперу «Иисус Христос – супер звезда!» за «оскорбление чувств верующих». «Театрал» попросил это прокомментировать российских деятелей культуры.

Павел Руднев, доцент ГИТИСа, зам. художественного руководителя МХТ им. Чехова по спецпроектам:
– Мне кажется, что кто-то должен остановиться в этом бесконечном процессе «храм-бассейн». И прекратить создавать прецеденты для агрессии. В данном случае все эти истории только вызывают ненависть к тому, кто экспроприирует экспроприируемое. Сегодня мне кажется церковь гораздо богаче, чем любая театральная организация. Особенно в условиях провинции. Эти два института одинаково важны для общества, но когда они делают что-то сугубо гуманитарное, а не плодят ненависть. А потом у церкви и театра есть общие точки пересечения и их нужно найти, как в творческом вопросе, так и в «квартирном». У нас на территорию церкви в отличие от западной веры культура и в особенности театр допускались гораздо реже. Поэтому мне кажется, что синтез того и другого обогатит обе организации. Объединение институтов во имя общих целей увеличит посещаемость театров и увеличит паству. Организации, которые смогут найти взаимный контакт и не будут соперниками друг другу смогут наиболее полно реализовать свои этические и эстетические функции.
 
Евгений Стеблов, народный артист России:
– Вы упомянули о том, что в обществе все больше назревает конфликт на почве столкновения искусства и его трактовки церковью, но поверьте мне на слово: в большинстве случаев люди об этом даже не знают. Это обсуждает наше профессиональное сообщество. Я человек верящий, как я могу относиться к наблюдениям бесовщины?! Хула на духовные ценности, какие-то традиционные понятия должна пресекаться.
 
Что касается возращения зданий, они же были в свое время отобраны и там бог знает что устраивали: склады, конюшни, кинотеатры. Возвращать надо, но делать это мирно и с головой, а не через колено. Понятное дело, что прошло время, в зданиях сложилась другая история. Считаю, что в конфликтных ситуациях надо не противостоять стеной, а находить компромиссы. Люди, которые занимают эти помещения, должны понимать, что они имеют сакральный смысл. Они были построены для другой цели. Значит, нужно местным властям в каждом конкретном случае разбираться.
 
Конфликта вокруг Исаакиевского собора я вообще не понимаю. Помню в советские времена как-то посетил в Болгарии собор Невского, но там было гармоничное сочетании церковной и музейной деятельности. Никто друг другу не противостоял.
 
Мне кажется, вульгарный атеизм (не философский, а именно вульгарный!) настолько испортил людей, что страшно смотреть. В последние годы существования Советского Союза накал атеизма со стороны государства стихал, а теперь его и вовсе нет. Но люди по привычке остались в безбожии и с этой безбожной позиции размышляют о мирском. Не понимают сакрального смысла церкви, и соответственно сакрального замысла, по которому были созданы все эти строения. Многие подходят к вопросу прагматично с точки зрения владения собственности.
 
 Поймите, можно быть верующим, не верующим, но нужно быть хоть минимально религиозно образованным, потому что это наша жизнь и наша страна, ну как можно без этого существовать?! 
 
Иосиф Райхельгауз, худрук театр «Школа современной пьесы»:
– Я считаю то, что делает РПЦ и то, в чем ей потакают наши воцерквленные чиновники, которые демонстрируют свою «высочайшую нравственность» или «духовность», для нашей страны – большая беда.
 
По-другому я это никак не могу назвать. У нас есть светское государство, конституция, в которой прописано, что церковь отделена от государства. Но РПЦ все больше становится государственной структурой. Считаю это бедой, тормозящей развитие страны. У нас, к сожалению, сегодня происходит очень много процессов, тормозящих нормальное человеческое пребывание в нашем мире. 
 
Мне кажется, не случайно наш великий театральный реформатор Константин Сергеевич Станиславский произнес фразу «Не верю». Он не верил артистам и в то же время не верил человеку, который авторский ли текст или свой собственный не мотивировал. То есть, в котором ощущалась неправда. Вот я сегодня не верю по Станиславскому. Я вижу, что вся эта борьба за собственность, влияние на умы сограждан - не искренняя. Я верю в честного талантливого человека. Мы можем гордиться не только нефтью и газом, но и талантливыми людьми.
 
Когда нарушается закон, это понятно. И на уровне закона человек должен быть призван к порядку. Хотя для меня статья «оскорбление чувств верующих» – это абсурд! Если нарушается закон, просто призовите к порядку! Все связи РПЦ с государством – передача объектов культуры, какие-то требования, запреты на те или иные художественные произведения, – это беда.
 
Игорь Яцко, худрук Режиссерско-актерской лаборатории в театре «Школа драматического искусства».
– Это примета нашего времени и развивающего общества, которые как река идет в ту сторону, где разгораются специфические конфликты. Я могу только сожалеть, что так происходит, но роль третейского судьи на себя возьму. Мне кажется, что имущественный конфликт всегда острый независимо от того, кто за ним стоит. У каждой стороны есть своя правда. Что нас примирит, покажет время. У меня взгляд на происходящие события вокруг театров и церкви болезненный, но больше философский.

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.