В Мире Театра!

Культурные показатели растут, несмотря на кризис

Минкультуры подвело итоги 2016 года


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Руслан Шамуков

На итоговой коллегии Министерство культуры подвело итоги работы и представило весьма оптимистичные результаты 2016 года. Исходя из данных ведомства, культурные показатели выросли даже в условиях кризиса и сокращения финансирования.

Материалы по теме3Минкульт просят допустить волонтеров к спасению бесхозных памятников ОбществоМинкульт сказал «нет» «народной» реставрации ОбществоМинкультуры подготовило план внутренней реорганизации Культура

По словам вице-премьера Ольги Голодец, год стал «прорывным» во многих областях культуры, как в создании контента, так и в плане распространения ― гастрольная и выставочная деятельность увеличилась с 2012 года на 60%.

― Мы находимся в хорошей точке развития. И мне хочется пожелать, чтобы мы не сбавляли этот темп. Культура очень важна ― в первую очередь для молодого поколения. Мы должны акцентировать внимание на воспитании детей и юношества. Ребята с малых лет должны понимать, что они носители великой культуры, ― заявила вице-премьер.

Прошлый год был объявлен Годом российского кино, и закономерно, что в докладе министра Владимира Мединского большое внимание было уделено кинематографу. В количественном отношении год точно не прошел даром. В 2016 году в прокат вышло 156 российских фильмов, что составило 32% от общего числа фильмов, а их кассовые сборы составили 8,5 млрд рублей (17,8% от всего бокс-офиса). Это значительно лучше показателей предыдущего года ― 123 фильма и 7,2 млрд рублей сборов (16,6% от бокс-офиса). Количество зрителей российских фильмов тоже закономерно выросло ― на 4 млн и достигло цифры 35,2 млн человек. Однако до полной удовлетворенности еще далеко.

― Надо больше работать с Фондом кино по увеличению доли российского кино и качеству экспертизы. Не каждый рубль, потраченный на поддержку нашего кино, доходит до сердца нашего зрителя, ― считает министр.

Другое большое достижение Года кино ― это программа кинофикации малых и средних городов, которую реализует Фонд кино. Впервые в новейшей истории государство выделило субсидии на переоборудование и открытие кинозалов ― в 2015–2016 годах эта сумма превысила 2 млрд. В 2017 году министр пообещал выделить еще 1,5 млрд.

Вопросов поддержки кино в своем выступлении коснулся и член экспертного совета, актер Алексей Гуськов. Поблагодарив министерство за активное участие и помощь в разрешении проблем отрасли, он выразил обеспокоенность тем, что государство может чересчур зарегламентировать творческий процесс. По его словам, из некоммерческого кино России сегодня уходит «авторская нотка».

― Когда я только пришел в театр, был такой пленум ЦК КПСС. Точно помню тему: «О вреде тематического планирования». Очень бы хотелось, чтобы ничего подобного не повторилось, ― подчеркнул актер.

Множество изменений за прошлый год претерпело музейное дело. Государственный центр современного искусства потерял самостоятельность и влился в РОСИЗО, а мемориальный музей Булата Окуджавы стал частью Литературного музея. Кроме того, был открыт новый комплекс музея-заповедника «Куликово поле» и завершен первый этап благоустройства территории Театрального музея им. А.А. Бахрушина.

Главным хитом сезона, конечно, стала выставка к 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее (и далее ― в Русском музее), ажиотаж вокруг которой уже превзошел знаменитую «очередь на Серова». Если выставку автора «Девочки с персиками» менее чем за четыре месяца посетили более 485 тыс. человек, то выставку Айвазовского ― уже около 600 тыс. Впрочем, по словам директора галереи Земфиры Треуголовой, это не единственное достижение этого года.

― Из красивого здания, где на стенах висят картины, музей сегодня становится многофункциональным культурным центром. Музей должен говорить с максимально широкой аудиторией на разных языках. Мы проводим концерты и музыкальные фестивали, чтение поэзии, небольшие театральные спектакли, системно показываем интереснейшие киноретроспективы и делаем специальные кинопрограммы, приуроченные к каждой из наших выставок, ― рассказала директор.

Сегодня галерея активно увеличивает свое присутствие в интернете, что уже дает свои плоды. Большую роль в популярности выставки Айвазовского сыграл рекламный ролик, который посмотрело в сети более миллиона человек. Кроме того, по словам директора, еженедельно 300-400 тыс. человек смотрят онлайн-трансляции программы «Ваш XX век».

Менее радужно обстоят дела с цирковым хозяйством. В 2016 году продолжается обновление инфраструктуры ― была введена в эксплуатацию первая очередь цирка в Омске, начался капиталь­ный ремонт цирков в Нижнем Тагиле и Владивостоке, но серьезные перестройки еще впереди, считает директор Большого московского цирка Эдгард Запашный. По его оценке, на реконструкцию и капитальный ремонт здания БМЦ требуется от 8 до 12 млрд рублей.

― Есть историческая несправедливость ― последний руководитель нашей страны, кто посетил цирк, был Леонид Ильич Брежнев. Всё это время фактически игнорируется цирковое искусство, а мы, между прочим, поднимаем российский флаг во многих странах мира, ― заявил Эдгард Запашный и публично попросил Валерия Гергиева помочь с визитом первого лица в Большой московский цирк.

В финале своего доклада, подводя итоги всей культурной политики, Владимир Мединский снова вернулся к теме кино.

― Я обратил внимание, что по ходу доклада часто говорил слова «впервые» или «впервые за последние годы». Это вдохновляет. Время первых возвращается в нашу страну, ― сказал министр.

Присутствующие поняли намек на новый, снятый при господдержке блокбастер «Время первых», который вышел в прокат 6 апреля. В ходе беспрецедентно жестких переговоров с киносетями министерство добилось для него привилегированных условий проката вплоть до майских праздников.

 

Известия

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.