В Мире Театра!

«Лев» глядит в воду. В Венеции победил не российский, а советский кинематограф

В Венеции завершился Международный кинофестиваль, старейший в мире и стоящий у истоков всего фестивального движения. В этом году он прошел в 74-й раз и оказался одним из самых сильных за последнее десятилетие.

Сначала фаворитом, а потом победителем фестиваля стал фильм «Форма воды» Гильермо дель Торо. Этого режиссера хорошо знают в Венеции, где он был в свое время членом жюри. За прошедшие с тех пор одиннадцать лет из экстравагантного автора готических фантазий на испано-мексиканском материале он превратился в крупнейшего креативного продюсера больших голливудских студий, режиссера и мастера уникальных спецэффектов.

«Форму воды» произвела кинокомпания 20th Century Fox, а ее сюжет перекликается с советским хитом «Человек-амфибия», хотя Дель Торо и утверждает, что даже о нем не слышал. Действие «Формы воды» происходит в разгар холодной войны, а рассказывает фильм о любви немой уборщицы секретной лаборатории к диковинному ихтиандру, к которому приковано внимание главных мировых спецслужб. Это кино изысканно синефильское, стопроцентно авторское и в то же время привлекательное для широких масс любителей жанра. Ведь здесь можно найти и мелодраму, и фантастику, и шпионский детектив, и мистический триллер с таинственной атмосферой.

В конкурсе Венецианского фестиваля соревновались новые картины других знаменитых режиссеров - Даррена Аронофски («Мама!»), Джорджа Клуни («Субурбикон»), Александра Пейна («Короче»), Пола Шредера («Первая реформаторская церковь»), Хирокадзу Корээды («Третье убийство»), классика документального кино Фредерика Вайсмана («Ex Libris: Общественная библиотека Нью-Йорка»), знаменитого китайского художника Ай Вэйвэя («Человеческий поток»). Но ни один из них, хоть многие и затрагивали актуальные проблемы беженцев, ксенофобии, морального кризиса в современном обществе, не был отмечен наградами жюри под председательством актрисы Аннетт Бенинг. Как не была отмечена и великолепная новая работа каннского победителя француза    Абделатифа Кешиша «Мектуб, моя любовь. Песнь первая».

На этом фоне более чем спорным выглядело решение жюри отдать чрезвычайно престижный приз за режиссуру французскому дебютанту Ксавье Леграну. К тому же его фильм «Опека» о разводящейся паре и становящемся заложником их конфликта сыне-подростке удостоен награды за лучший дебют, которую присуждало отдельное жюри - и это было явно слишком много для скромной по своим достоинствам ленты.

Явно недооценены оказались «Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури» – картина, которой прочили даже «Золотого льва». В центре ее – крестовый поход в борьбе за правосудие матери изнасилованной и убитой девушки. Важную роль в сюжете играет и тема отношений общества к меньшинствам, актуализированная в трамповскую эпоху. Режиссер Мартин МакДонах, известный также как театральный драматург, снял черную комедию о нравах американской провинции, где разыгрывается война добра со злом, в том числе в душах людей. Виртуозные диалоги и отменная игра актеров Фрэнсис Макдорманд, Сэма Рокуэлла и Вуди Харрельсона сделали этот фильм фаворитом критиков и публики. Но жюри отнеслось к нему прохладно, отметив МакДонаха лишь призом за лучший сценарий.

«Большим призом – Серебряный медведь» награжден «Фокстрот» израильтянина Самуэля Маоза. И здесь родители теряют сына, только на военной службе, и это тоже, как ни странно для такой темы, черная комедия, или гротеск о раздираемом противоречиями израильском обществе. Маоз уже побеждал в Венеции восемь лет назад со страстным антивоенным «Ливаном». Новая картина созвучна прежней, но выполнена в еще более изощренной, эстетской манере: в ней есть элементы разных жанров, даже комикса и анимации.

С «Фокстротом» рифмуется ливанский фильм «Оскорбление» режиссера Зиада Дуэри, в котором бытовой конфликт между коренным ливанцем-христианином и строительным рабочим-палестинцем вырастает в большой судебный процесс масштаба страны. Играющий палестинца Камел Эль Баша, чуть ли не впервые снявшийся в кино, награжден призом за лучшую мужскую роль, хотя ярче проявил себя его партнер-антагонист Адель Карам. А лучшей актрисой фестиваля признана Шарлотта Рэмплинг за роль жены преступника-педофила в фильме «Ханна» режиссера Андреа Паллаоро. Вот где настоящее актерское бесстрашие: зная, что тебя боготворят как икону стиля и юную героиню «Ночного портье», сыграть на сверхкрупных планах семидесятилетнюю женщину без грима, без попыток подретушировать возраст. Вне конкурса показали «Викторию и Абдула» Стивена Фрирза с неподражаемой Джуди Денч в роли королевы Виктории, готовой к любви почти что на смертном одре. К параду актеров-ветеранов присоединились Роберт Редфорд и Джейн Фонда, удостоенные специальных почестей в виде специальных «Золотых львов», которые фестиваль присудил им за плодотворную и долгую карьеру, за огромные заслуги перед независимым кино.

Обилие ностальгических имен не означало, что фестиваль был обращен преимущественно в прошлое кинематографа. На его будущее ориентирован приз памяти Марчелло Мастроянни, присуждаемый совсем юным перспективным актерам. А этом году награда оказалась в руках обаятельного Чарли Пламмера, сыгравшего в фильме «Положитесь на Пита» режиссера Эндрю Хэя. 

Знаковым событием фестиваля стал новый конкурс VR (Виртуальная реальность), проходивший на острове Лазаретто Веккьо. Зрителям надевали на голову шлем и давали возможность погрузиться в мир трехмерных изображений. Всего за два часа можно было успеть поучаствовать в ограблении банка и провести с американской семьей День благодарения, вплотную пообщавшись с чудаками-родителями и шаловливыми детьми, и даже проехаться в автомобиле, который чуть не разбивает водитель-инвалид.

К сожалению, нового российского кино в Венеции в этом году не было, а единственным напоминанием о нашей, некогда могущественной кинодержаве стал показ классической военной драмы Элема Климова «Иди и смотри». Но именно она оказалась победительницей конкурса старых фильмов, в котором участвовали фильмы Годара, Формана, Антониони, Бертолуччи, Спилберга и других знаменитых режиссеров. Жюри из студентов киношкол выбрало «Иди и смотри». Так что если не российское, то советское кино можно поздравить с победой. 
 

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.