В Мире Театра!

Марина Райкина, Екатерина Кретова: итоги театрального сезона

Сегодня  итоги театрального сезона от коллег из МК. Мнения других критиков ждите на сайте в ближайшие дни.

Марина Райкина:
Для меня безусловными удачами стали «День опричника» по Владимиру Сорокину в «Ленкоме» (режиссер Марк Захаров), «Царь Эдип» по Софоклу (Римас Туминас) и «Наш класс» по пьесе Слободзяника (Наталья Ковалева)  в Театре им. Вахтангова. В спектакле очень ярко проявилось новое  поколение вахтанговцев, которое показало, что такое настоящий ансамбль.

Как таковых неудач сезона – не назову. А тенденция, которая, похоже,  становится правилом, весьма очевидна. Я имею в виду перевод московских театров на новую систему работы, где четко обозначены для всех без исключения правила новой «дорожной карты»: чем эффективнее работает театр, тем больше получает из бюджета. И наоборот.

Екатерина Кретова:
– Главная удача и успех музыкального театра в этом сезоне – спектакль «Турандот» (на фото ниже) в «Геликон-опере в постановке Владимира Федосеева и Дмитрия Бертмана. Дебют замечательного русского дирижера на российской оперной сцене следует назвать сенсационным: слово «дебют» не шутка, маэстро Федосеев, поставивший множество опер и продирижировавший огромным количеством оперных спектаклей во всем мире, до этого момента не был востребован у себя на родине в качестве дирижера-постановщика. Постановка абсолютно соответствует музыкальному уровню спектакля. Дмитрий Бертман предложил сильное и оригинальное решение, которое, которое (и это очень типично для режиссуры Бертмана) открывает глубокие смыслы, заложенные в партитуре Пуччини, не искажая их и не наделяя оперу произвольными фантазиями.

Огромным событием сезона стало получение Детским музыкальным театром им. Сац Международной оперной премии Opera Awards. Российский театр впервые стал лауреатом этой престижной награды, в чем, разумеется, прямая заслуга худрука театра Георгия Исаакяна, сумевшего за период своего руководства поднять театр на качественно новый уровень.

Заметным стало появление в афише «Московской оперетты» нового мюзикла Романа Игнатьева «Анна Каренина» в постановке Алины Чевик. Можно смело заявить, что театр, который первым в России опробовал формат мирового мюзикла («Метро» в 1999 году), первым создал некий стандарт русского мюзикла ежедневного проката. Он может вызывать восторг, споры или критические замечания, однако следует признать, что пока у него немного конкурентов.

Впрочем, посмотрим, что предъявит нам в скором времени Театр мюзикла под руководством Михаила Швыдкого, который в этом сезоне объявил о своей новой роскошной площадке: театр «Россия» на Пушкинской.

Не хватило хороших и сильных гастролей. Приезд в Москву труппы театра «Ла Скала» оставил впечатление недоумения и неловкости за прославленный театр, к которому привыкли относиться, как к эталону классической оперы.

Что касается тенденции, то, пожалуй, заметно расслоение двух направлений в театре: традиционного, как бы «консервативного» и актуального, как бы «авангардного». Вот это «как бы» – ключевое слово. Потому что сегодня, в эпоху пост-постмодернизма нет ничего консервативного, как и ничего авангардного. Все, что делают современные художники – композиторы, режиссеры, сценографы – является палимпсестом. То есть текстом, написанным поверх текста, созданного ранее. Кто-то предпочитает писать поверх партитур Малера или Курта Вайля, кто-то ставит спектакли, ориентируясь на Станиславского или Покровского, кто-то – создает звуковысотные комбинации в духе Дармштадской школы, кто-то ваяет псевдоавангардные перформансы, подозрительно схожие с пародиями на Мейерхольда – все эти попытки так или иначе тщетны, если их авторы ставят перед собой цель – создать нечто новое. Самое новое и редкое в сегодняшнем музыкальном театре – сочетание внятного гуманистического месседжа с мастерством его воплощения. Поиск такой гармонии, увы, не стал тенденцией сезона.

 

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.