В Мире Театра!

Мечислав Вайнберг: вечная правда и новый свет

Международный форум, посвященный музыке выдающегося композитора, включает оперные премьеры, концерты и научные чтения

Фото: ТАСС/Елена Никитченко

Премьерой оперы «Идиот» в постановке Большого театра стартовал международный форум «Мечислав Вайнберг. Возвращение. 1919–1996», посвященный творчеству замечательного композитора. В программе также опера «Пассажирка», которую привезет в Москву Екатеринбургский театр оперы и балета, концерт камерной музыки и международная научно-практическая конференция с участием ученых из России, Польши, Израиля, Великобритании, США и Белоруссии.

Широкому слушателю Мечислав Вайнберг известен в первую очередь как композитор кино. Он написал музыку более чем к 60 фильмам, среди которых всемирно известная картина «Летят журавли», очень популярные в нашей стране «Последний дюйм» и «Афоня», а также легендарный «Винни-Пух».

Однако сам автор считал для себя главной академическую музыку. На его счету — 22 симфонии, множество камерных произведений и восемь интереснейших опер, две из которых увидят столичные зрители. Открыл форум Большой театр, на Новой сцене которого проходят премьерные показы оперы «Идиот» по мотивам одноименного романа Федора Достоевского.

«Сила или бессилие художника в том, сможет ли он выразить вечную, всем известную правду, озарив ее новым, своим светом», — писал Мечислав Вайнберг. «Новый свет», пролитый им на фабулу великого романа, вносит коррективы в замысел Достоевского: опера завершается дуэтом-примирением героев-антагонистов — Рогожина и князя Мышкина.

Последний, по мнению режиссера спектакля Евгения Арье, является скорее «антигероем нашего времени»: «Мышкин — персонаж натуральный, нелепый, слабый… и гениальный. Гениальность его состоит в способности к эмпатии. Он чувствует боль другого человека, как будто у него нет кожи…»

Музыка Вайнберга сложна и «открывается» не сразу. Вокальные партии основаны на декламации, оркестровый стиль экспрессивен — перед участниками спектакля, в составе которых солисты Большого театра и участники молодежной оперной программы ГАБТа, поставлены сложные задачи.

Вайнберг мало заботился об исполнении своих сочинений. Он искренне считал, что «если рождается настоящая опера, она всегда найдет людей, которые будут с удовольствием слушать ее». Среди почитателей оперы «Пассажирка» был Шостакович, слушавший ее неоднократно. «Снова потрясен, впечатление идет крещендо», — отзывался Дмитрий Дмитриевич о музыке своего ученика.

Литературным первоисточником оперы послужила повесть польской писательницы Зофьи Посмыш, бывшей узницы «Аушвица» («Освенцима») и «Равенсбрюка». Сюжет ее оказался близок Вайнбергу: в 1939 году он бежал в СССР, а его оставшиеся в Польше родители и сестра погибли в концлагере «Травники».

— Передо мной стояла задача поставить спектакль, который рассказывает об одном из самых чудовищных преступлений в истории человечества, — рассказал режиссер-постановщик екатеринбургской «Пассажирки» Тадеуш Штрасбергер. — Это предупреждение всем политикам, которые развязывают войны, а еще — утверждение глубокой веры поэта в победу свободы, справедливости и гуманизма.

Вайнберг считал «Пассажирку» делом всей своей жизни. Но так и не увидел ее на сцене. Спектакль уральцев стал первым отечественным сценическим прочтением этой оперы.

Мероприятия форума, посвященного Мечиславу Вайнбергу, пройдут с 12 по 19 февраля в залах Государственного академического Большого театра России, Государственного института искусствознания и на театрально-концертных площадках Москвы.

Известия

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.