В Мире Театра!

Московским театрам предлагают оптимизировать работу

В департаменте культуры Москвы полагают, что финансирование столичных творческих коллективов нуждается в совершенствовании


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

С введением с января 2017 года нормативного финансирования московских театров руководители столичных подмостков разделились на тех, кого система устраивает, и тех, кто считает ее далекой от совершенства. Объем субсидии из городского бюджета теперь напрямую зависит от успеха театра, то есть от количества зрителей. Но всё ли решают зрители? «Известия» выяснили, чем именно в этой связи недовольны директора.

Идея сделать финансирование нормативным родилась еще в конце 1980-х, во времена так называемого театрального эксперимента. Четкие нормативы тогда разработать не смогли, потому что условия жизни театров — разные. У кого-то зал на 100 мест, у кого-то — на 1100. Кто-то занимает новое здание, кто-то аварийное. Коммунальные услуги тоже разные. На жизнь театрам давали кому сколько необходимо, а кто-то даже умудрялся выпросить добавку.

— Новые нормативы разработали, чтобы театры, несмотря на разные затраты, оказались бы в равных положениях, — считает директор Московского театра п/р Олега Табакова Александр Стульнев. — Основной показатель эффективности работы — зрители. То есть каждому театру в зависимости от вместимости зрительного зала определено их количество.

Также определили норму госзадания: 250 спектаклей в год по драматическим и музыкальным театрам и 100 спектаклей — детским театрам. Установлена и степень заполняемости зрительного зала. Успешным считается спектакль, проданный на 75%.

Казалось бы, что переживать «Табакерке»? Олег Павлович Табаков любит рассказывать, что именины сердца его — день продажи билетов на следующий месяц. Очередь в кассы стоит, как в старые времена за колбасой. Однако, по мнению чиновников, «Табакерка» —неэффективный театр.

— По сравнению с 2016 годом в 2017-м мы получили субсидию примерно на 10% меньше, —продолжает Александр Стульнев. — В октябре появилось новое здание на Сухаревской площади. И если в театре две или три сцены, то субсидии рассчитываются по загруженности самой большой.

Из-за уменьшения финансирования театр пытается экономить, а это в нынешних условиях сложно. Как можно сэкономить на зарплате? Она не может быть меньше зарплат 2016 года. Чтобы не понижать уровень, театр сам зарабатывает недостающие деньги.

По мнению директора «Табакерки», схема в принципе неплохая, но во многих аспектах ее надо дорабатывать. Например, «Табакерка» несколько спектаклей играет в МХТ имени Чехова. Их не считают, и зрителей, пришедших на них, — тоже. И соответственно не финансируют.

В то же время есть коллективы, где, согласно нововведениям, финансирование улучшилось. Например, впервые увеличили субсидию Театру Армена Джигарханяна.

— Думаю, в нашем случае при принятии решения учитывалось то, что мы оптимизировали штат сотрудников — это позволило повысить средний уровень заработной платы. А еще, несмотря на небольшой бюджет постановочных средств, мы выпустили семь премьер, — пояснила генеральный директор Театра Армена Джигарханяна Виталина Романовская-Цимбалюк.

На финансирование театральной деятельности из бюджета Москвы выделяют 8,5 млрд рублей. Это ровно столько же, сколько было выделено в 2016 году. 

Как же в таких условиях не потерять в деньгах? По мнению городских властей — пересмотреть штатное расписание.

— Есть «дорожная карта» президента по зарплате работников в области культуры, по которой каждый работник в среднем стоит бюджету 1,035 млн рублей в год, — рассказал руководитель департамента культуры Александр Кибовский. — То есть если у вас штат раздут, то каждый лишний человек — минус миллион.

Предложение от руководителя департамента — оптимизировать работу в коллективе, провести кадровый аудит и выявить лишних сотрудников: заместителей, порученцев, советников и проч.

— Мы добились того, что зарплата руководителя должна быть трехкратной от средней зарплаты сотрудников, — продолжил глава департамента. — До этих проверок благодаря разным коэффициентам, надбавкам, экивокам разрыв между сотрудниками и руководителями в деньгах был колоссальным. После случилась поразительная вещь — в 54 учреждениях у сотрудников сразу выросла зарплата. Так как стала жестко кратной деньгам руководства.

Как заверил Александр Кибовский, кто укладывается в «дорожную карту» и у кого сотрудники стали больше получать, тем и идут навстречу. Однако и он согласен, что новую схему финансирования во многих аспектах надо дорабатывать — пока она не учитывает особенности каждого театра.

Известия

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.