В Мире Театра!

«Народу надежду внушат скоморохи». Константин Райкин представил новый поэтический спектакль

В просторном зале «Планета КВН» с аншлагом прошел моноспектакль-концерт «Константин Райкин. Своим голосом».  Поэтическую композицию Константин Райкин включил в свой репертуар в 2012 году, а в январе этого года он собрал новую подборку из стихов своих любимых поэтов. Со сцены звучат строки Самойлова, Заболоцкого, Рубцова, Мандельштама, Лопе де Веги, Пушкина.

«То, что я делаю в этом спектакле, похоже на меня самого. Я и сам состою из разных жанров. Поэзия, особенно высокая поэзия, - это ведь особое состояние души… Для меня чтение стихов со сцены – это те же роли, те же монологи. Они подчиняются тем же законам сценического существования, что и любая драматическая роль. Сейчас я чувствую волну интереса к настоящей поэзии», - говорит Райкин.

Одним из своих соратников по поэтическому театру назвала Константина Райкина актриса Алла Демидова, много лет читающая со сцены Ахматову и Цветаеву, Бродского и даже современную поэзию.  И хотя Демидова не соглашается с тем, что этот жанр является просветительским, Константин Райкин, скорее всего, составляя поэтическую композицию, учитывает и этот план. Ведь сейчас, к сожалению, не так часто люди берут с полки томик стихов, чтобы найти отклик своему мироощущению или созвучие своим чувствам.
«Когда-то папа, - вспоминает Константин Аркадьевич, –   сказал мне: «Всегда читай стихи. Делай это независимо от того, кто твоя публика. Это поможет им глубже понять тебя и смотреть на жизнь многослойней». 

«Я возглашаю здесь, что радость мне желанна. И что искусство – смесь небес и балагана. Высокая потреба и скомороший гам. Под небом – балаган. Над балаганом ­ – небо» – эти строки Давида Самойлова Константин Райкин сделал эпиграфом к своей поэтической программе. Со стихов Самойлова актер и начал спектакль.
Райкин многое хочет высказать, донести до публики. Большая часть программы – стихи Давида Самойлова о детстве, о Москве, о любви и судьбе…

И в той Москве, которой нет почти,
и от которой лишь осталось чувство,
про бедность и величие искусства
я узнавал, наверно, лет с пяти…

Предваряя стихотворение «Таланты», Константин Аркадьевич сказал, что посвятил бы его своим студентам.

Их не ждут, они приходят сами
И рассаживаются без спроса.
Негодующими голосами
Задают неловкие вопросы…

В подборку включены пронзительные стихи – «Двор моего детства», «Я – маленький, горло в ангине…», «Помню папа еще молодой, помню выезд, какие-то сборы…», «Смерть дирижера», «Дуэт для скрипки и альта», «Снегопад», «Давай поедем в город…», на это стихотворение Сергей Никитин написал замечательную песню.

Звучали яркие иронические стихи Самойлова - «А вот и старость подошла», «Ревность», «Не верь ученикам», глава из маленькой поэмы «Цыгановы» и «недостоверная» повесть «Струфиан» о царе Александре Первом.

Прочел Константин Райкин и известное стихотворение на смерть Ахматовой и Пастернака, трагичное и безжалостное по отношению к себе и своему поколению:

Вот и все. Смежили очи гении.
И когда померкли небеса,
Словно в опустевшем помещении,
Стали слышны наши голоса…
Очень «театрально», словно небольшая пьеса, прозвучало стихотворение о встрече Пушкина и декабриста - «Пестель, поэт и Анна».

А строфы стихотворений «Слова» и «Скоморохи» написаны Самойловым словно манифест о предназначении поэта и артиста.

…Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны,
Они понятны лишь сперва,
Потом значенье их туманно.
Их протирают как стекло.
И в этом наше ремесло.
(«Слова»)
 
 ...Что могут они? Потешать, скоморохи.
Что могут они? Рассмешить, скоморохи.
А могут ли что-то решить скоморохи?
Какие вопросы, в какие эпохи?
 
Пусть к злобе и мести взывают пророки,
Пускай кулаки воздвигают над веком,
Народу надежду внушат скоморохи
И смехом его напитают, как млеком.
(«Скоморохи»)

«Один из лучших поэтов ХХ века – это Николай Заболоцкий, – перешел актер к творчеству следующего автора, ­ – поэт проживший тяжелейшую жизнь, что, к сожалению можно сказать почти о каждом из наших поэтов. Этот великий поэт во второй половине своей недлинной жизни пришел к такой простоте формы при совершенно бездонном содержании, он стал так прозрачно писать! Многие поют песни и не всегда знают, что они написаны на слова Заболоцкого».

В композицию вошли несколько его известных стихотворений: «Птичий двор», «Стирка белья», «Некрасивая девочка».

О Николае Рубцове Константин Райкин сказал: «В 35 лет он трагически погиб. Он был детдомовским парнишкой с Севера, его мать рано умерла, отец ушел на фронт, и он попал в детский дом, который очень любил и писал о нем всю свою короткую жизнь прекрасные пронзительные стихи. Огромное удовольствие и польза читать его стихи вслух. Я вообще всегда стихи читаю не глазами, а вслух, громко, даже если я один, потому что поэзия должна звучать! Ритм и рифма – требуют звучания. И я читаю, и лучше становлюсь, понимаете?  Хорошие стихи – когда слова хорошо сложены и соединены какой-то высокой божественной мыслью - это сродни молитве».

В спектакле прозвучали стихи Рубцова: «Ласточка», «Коза», «Вечернее происшествие», «Элегия», «Я буду скакать по холмам…».

«Гениальный, ни на кого не похожий, таинственный и магнетический – Осип Мандельштам! Я помню время, когда он был запрещен. Нельзя было не то что со сцены его прочесть, а нельзя было и глазами прочесть – не печатали! Мы с папой однажды в Ленинграде получили вашингтонское издание полного собрания его стихов. По тем временам – это была опасная книга, и мы друг другу ночью читали эти загадочные строки, эти словесные кружева. У него врожденное мастерство. Это какое-то удивительное явление природы. Самые ранние его стихи отмечены таким владением словом, такой виртуозной техникой! Анна Ахматова сказала о нем, что он пишет «лучшие любовные стихи ХХ века», причем это было сказано ближе к началу века, то есть она уже до конца века заранее отказывала всем оставшимся и еще даже не родившимся поэтам в возможности вообще к нему как-то приблизится. Представьте, в 18 лет он пишет:

Нежнее нежного лицо твое.
Белее белого твоя рука.
От мира целого ты далека
И все твое от неизбежного…»

Константин Аркадьевич включил в композицию стихи - «На бледно-голубой эмали», «Бессонница. Гомер», «Я вернулся в мой город», «За гремучую доблесть», «Кувшин», «Скрипачка», «Я наравне с другими».

Предваряя чтение монолога из пьесы «Дурочка» в переводе Михаила Донского, Райкин сказал: «Лопе де Вега – гениальный испанский драматург! Я думаю, что он один из трех самых великих драматургов – Шекспир, Мольер и Лопе де Вега, написавший немыслимое количество стихотворных пьес! Невозможно себе представить, чтоб один человек написал столько! Это просто невероятно. Наш величайший драматург Александр Николаевич Островский написал за свою жизнь около пятидесяти пьес. И это очень много. А Лопе де Вега, писавший стихотворные рифмованные пьесы, оставил только напечатанных 498 пьес (а были еще и ненапечатанные!), огромное количество эссе и кучу детей!»

Из прочитанного со сцены монолога, славящего любовь, хочется привести следующие строки:

Любовь, сплотив людей в народ,
Жить учит мирно и достойно,
И то, что разрушают войны,
Она опять воссоздает.
Любовь зовет к деяньям славы
И указует нам пример
Изящных вкусов и манер.
Любовь шлифует ум и нравы.
Любовь поэзию открыла,
Нас в царство музыки ввела
И живопись изобрела.
Любви живительная сила
Волнует, будит и тревожит:
Любовь — враг тупости и сна,
И тот, к кому пришла она,
Невеждой быть уже не сможет.

Завершился спектакль отрывком из «Евгения Онегина» и еще несколькими стихами Пушкина.

В финале вечера Константин Райкин обратился к публике: «Я вам очень непростую программу предложил. Во-первых, 2 часа слушать стихи – это большая работа. Тем более разножанровые стихи. И вы за мной успеваете – из жанра в жанр прыгаете! И мне кажется, что это свидетельство молодости души. Только молодые душой люди могут вот так вот переключаться легко. Я здесь вижу большое количество очень взрослых людей и даже седовласых, но понимаете, есть возраст внешний и внутренний. И это очень часто не совпадает. И я у меня тоже. Я чувствую себя молодым человеком. Наверное, потому, что я постоянно имею дело со студентами. Для меня это такой эликсир молодости. Настоящий истинный возраст – это все-таки не арифметика, а высшая математика.

Как-то однажды Леонид Осипович Утесов мне, совсем тогда маленькому пацану, сказал: «Старик, имей в виду молодость приходит с годами».

Я чувствую в зале большое количество реально молодых людей.  Есть такое замечательное театральное вступление к Гетевскому «Фаусту» в переводе Пастернака, и там есть такой персонаж комический актер. Он очень точно говорит о том, почему в театр должны ходить молодые люди: «И плакать, и смеяться не замедлив, сумеет тот, кто юн и желторот, кто вырос, тот угрюм и привередлив, кому еще расти, тот – все поймет!»

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.