В Мире Театра!

«Невыносимо долгие объятия» в театре «Практика»

Представляем: премьера спектакля «Невыносимо долгие объятия» в театре Практика. Пьесу «раскачивает» от откровения до китча, от поэзии до жесткой физиологии, такой, что начинает мутить (как в общем и героев от собственной жизни).

Две женщины и двое мужчин. Один никогда не выезжал из Нью-Йорка, другие перебрались сюда из Берлина (а еще раньше из Сербии, Польши, Чехии), чтобы взять от жизни больше, – но не могут. Пока Чарли снимает трусики с Эмми, его жена Моника делает аборт – и через миг всё внутри нее осыпается, как снег. Пока Криштоф потребляет мир, пытаясь получить наслаждение от безвкусной еды в веганском ресторане, орального и анального секса на десерт, его новая подруга принимает горсть таблеток.

«Эмми, я, кажется, люблю тебя», – говорит Криштоф, еще не зная, что его член находится в заднем проходе женщины, которая умерла.

Ну, а дальше начинается «хождение по мукам» и общение с мирозданием. Все четверо слышат инопланетный голос (или свой внутренний), который объясняет, что нет никакой смерти и нет смертных грехов. Есть «импульс», без которого не испытать максимального удовольствия и не почувствовать себя живым.

В Берлине ошибочно услышали в пьесе миссионерский пафос – и «заглушили» все, что голос Вселенной сообщает героям, которые должны пройти через ад, чтобы преодолеть свою бессмысленность и начать жить. Эта пьеса «про то, как человек из полного хаоса приходит к внутренней устойчивости, – объясняет Вырыпаев. – Про то, как человек включается в жизнь, находит контакт. Контакт. Понимаете?». Но контакты с «гуру» из далекого космоса немцы понимать отказались – и обошлись с текстом-медитацией и текстом-провокацией как с обычной социальной пьесой про мигрантов. Остановились на понятной метафоре: коммуникации между людьми слишком формальны, затруднены, вместо обмена «кислородом» – мутный полиэтилен, которым «запаковано» личное пространство каждого и весь Нью-Йорк, где по ногами – сбитые в кучу, сдутые полиэтиленовые облака.

На сцене «Практики» нет ничего, кроме светодиодной рамки, синих точек в темноте и четырех актеров. Равшана Куркова, Анна-Мария Сивицкая, Алексей Розин и Александр Алябьев просто сидят и говорят, прижав микрофоны у губам, – «на низких частотах», как в ночном радиоэфире, приглушенными голосами: у женских – много интимных интонаций, у мужских – много (само)ироничных.

Они не играют роли, не демонстрируют режиссерских решений, не присваивают авторский текст – они остаются собой. Ну, а Чарли и Моника, Криштоф и Эмми тем временем переключаются в автономный режим и смотрят в себя. Чем дальше они заходят в поисках смысла (не отказываясь от кокса, героина и астральной связи), тем больше спектакль напоминает коллективную медитацию. Эффект усиливает «невесомая» музыка Каземира Лиске и свет – то рассеянный, то наполненный дымом, который вьется, как раскуренный фимиам.

Все четверо устремляются к своему центру. Синяя точка, дельфин, раскрывшийся красный цветок возникают как знаки их первой духовной практики (при этом, заметьте, никто не сотрясает воздух громкими словами о Боге). Всех четверых Вселенная ведет к добровольной смерти, чтобы их прежняя «странная, очень странная жизнь разомкнула свои невыносимо долгие объятия» – и случилась «перезагрузка». Переход на новый эволюционный этап, к новому чувственному опыту, когда «миллионы живых клеток обнимаются с миллионами других клеток», – и близость с другим человеком переживается совсем иначе. К сексу это не имеет отношения. Это рай, которого здесь просто нет, даже в Нью-Йорке. То есть еще одна иллюзия, которая иногда все-таки кажется нам реальностью.

Кстати, как и в «Иллюзиях» Ивана Вырыпаева, здесь же, в театре «Практика», опять – четверка чертовски обаятельных актеров, опять – театр текста. И опять – вопрошание какой-то сущностной правды о мире. Но в «Невыносимо долгих объятиях» экзистенциальный поиск неожиданно заходит в тупик. Если, конечно, не считать выходом остановку сердца.

http://www.teatral-online.ru/news/14323

В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.