В Мире Театра!

Нина Капцова, прима-балерина Большого театра: биография, творчество

Капцова Нина Александровна – известная российская балерина, народная артистка РФ, прима-балерина Большого театра.

Общая биография балерины Нины Капцовой

Нина Капцова родилась 16 октября 1978 года в городе Ростове-на-Дону. С самого детства девушка мечтала стать балериной и блистать в ореоле славы на сцене одного из самых крупных театров России. Уже в 5 лет, будучи маленькой девочкой, Нина поставила себе цель стать профессиональной балериной и в будущем исполнить партию Чёрного Лебедя в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро».

Первые шаги в балет

Попасть в балетный кружок не составляло огромного труда. Нина Капцова, рост, вес которой всегда соответствовали параметрам, необходимым для балета, сразу была принята в него. С раннего детства она была грациозна и пластична, любила танцевать и находиться в центре внимания. Быть может, именно поэтому ей с потрясающей легкостью удавались трудные балетные позиции и пируэты.

Постепенно продвигаясь к мечте, девушка начинала занятия балетом в кружке, а затем в 1988 году её судьба попала в руки Людмилы Алексеевны Коленченко, хореографа Московской государственной академии хореографии, которая стала её первым педагогом. Становясь старше и нарабатывая мастерство, Нина Капцова перешла в класс к более серьёзному преподавателю – Ларисе Валентиновне Доброжан. И, наконец, когда юная балерина уже была готова выйти на сцену настоящей балетной постановки, последним её педагогом стала ректор МГАФ, народная артистка СССР С. Н. Головкина.

Семья Капцовой Нины

На данный момент Капцова Нина Александровна является счастливой женой и матерью. Она замужем за пианистом-аккомпаниатором Большого театра Алексеем Мелентьевым. А в 2014 году известная балерина родила дочь и дала ей имя Елизавета.

Первые успехи балерины

Круто поменялась жизнь девушки с 1991 по 1992 год: она стала дипломантом новой программы, которая давала возможность самореализовываться новым дарованиям, – «Новые имена». В число таких же счастливцев попали и юный Цискаридзе Николай, и Белоголовцев Дмитрий. После этого события удача стала благоволить будущей прима-балерине. В 1994-1995 годах девушка стала самым молодым лауреатом «Новых имён», а затем началась её долгожданная карьера в Большом балете.

В 1996 году Капцова уже была стипендиатом ОК России, и только одно это говорило о том, как стремительно повышался уровень её профессионализма. Став не просто ученицей, но студенткой, Нина всё больше пробовала себя на большой сцене в таких известных балетных постановках, как «Тщетная предосторожность» А. Горского, «Щелкунчик» В. Вайнонена, «Коппелия» А. Горского и др. Её партнёрами были Денис Медведев, Сергей Васюченко, Андрей Болотин – люди, некоторые из которых были такими же выпускниками и юными дарованиями МГАФ, как и она, но были и те, кто к тому моменту уже достаточно проявил себя в Высшей школе классического балета.

Начало карьеры в Большом театре

Благодаря своему усердию и умению отдавать себя без остатка искусству танца, Нина Капцова в 1996 году окончила академию на отлично, после чего была приглашена в труппу Большого театра. Удивительный прорыв в столь юном возрасте помог ей сразу же зарекомендовать себя ответственной и трудоспособной ученицей. И, разумеется, терпение и первые неудачи, которые неизменно постигали каждого великого человека, и то, как девушка легко их переживала, заставили заметить её. В итоге, она стала работать под руководством главного педагога Большого театра, народной артистки СССР Марины Кондратьевой. Благодаря вниманию и наставлениям своего преподавателя всё больше стал раскрываться талант молодой балерины.

Новые постановки – новый опыт

И вот в ноябре 1997 года Нина Капцова впервые станцевала вариацию в балете «Раймонда». Красивая рыцарская история любви в совокупности с талантом молодой балерины возымели огромный успех. В декабре того же 1997 года Нина дебютировала в роли Амура в балетной постановке под названием «Дон Кихот». Весной следующего года в балете «Паганини» Нина Капцова сыграла персонажа Музы, в то время как её друг и однокурсник по академии Дмитрий Гуданов выступил со своим дебютом.

Понемногу совершенствуя навыки, девушка всё больше приближалась к своей заветной мечте – войти в историю в качестве одной из лучших балерин современности.

Балет «Щелкунчик»

Старания балерины и постоянная работа над собой приводят к новым достижениям. Так и Нина Капцова – балерина, которая, не жалея сил и времени на репетиции и оттачивание балетных па, добралась до главной роли в одной из известнейших балетных постановок композитора П. И. Чайковского «Щелкунчик». Исполняя роль Мари, девушка лишний раз доказала свой профессионализм педагогам, зрителям и прежде всего самой себе.

Событие состоялось 14 января 1999 года и было посвящено 90-летию Симона Вирсаладзе. Партнёром балерины стал Николай Цискаридзе, уже знакомый девушке по программе «Новые имена», где они оба стали заслуженными лауреатами.

Спектакль был транслирован по Центральному телевидению и собрал множество восхищенных отзывов, не говоря уже об овациях зрителей живого представления. За исполнение этой роли Нина Капцова была номинирована на получение приза Benois de la dance, однако в этот раз удача не улыбнулась молодой балерине, что, впрочем, не сильно её расстроило, поскольку для самой девушки намного важнее было дать развитие своему таланту.

Новый танцевальный сезон в БТ

Апрель 1999 года стал сезоном новых премьер: балеты автора Джорджа Баланчина «Агон» и «Симфония до мажор» вдохнули новые идеи в искусство балета. Нина Капцова также состояла участницей этой постановки – она входила в танцевальное трио. В целом 1999 год стал годом расцвета Капцовой в качестве балерины. Она участвовала в таких ярких постановках, как «Шопениана», «Фантазия на тему Казановы», «Анюта», «Дон Кихот» и многое другое.

В конце 1999 года в Большом театре прошёл конкурс на отбор новых солисток для основной труппы. То время стало моментом истины, который показал, что все приложенные усилия были не напрасны – солисткой Большого театра стала Капцова Нина. Балет действительно был всей её жизнью, поэтому победа в конкурсе не стала столь удивительной.

Прима-балерина Капцова

В 2000 году перед балериной открывались всё новые перспективы. Теперь она постоянно принимала участие в самых разнообразных проектах: исполнила солирующую роль в «Моцартиане», впервые поучаствовала в качестве танцовщицы в опере «Иван Сусанин», а чуть позже выступила со своей партией «Щелкунчика» на концерте, состоявшемся в честь юбилея её бывшей наставницы, педагога МГАХ С. Головкиной. Осенью 2000 года девушка приступила к работе в балете «Спящая Красавица», где получила главную роль принцессы Авроры. Константин Иванов в той постановке стал её партнёром, с которым она не прекращала общение и после танцевального сезона.

Впоследствии именно за эту роль известный танцор балета, а затем и главный руководитель танцевальной труппы Большого театра Сергей Филин объявил, что теперь Нина Капцова – новая прима-балерина Большого театра. Это случилось 19 ноября 2011 года.

Балет «Ромео и Джульетта»

Возвращаясь немного назад, нельзя не отметить ещё одну роль, благодаря которой имя Нины Капцовой прославилось не только на всю Россию, но вышло и за её пределы. Балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева стал ещё одной серьёзной работой в карьере прима-балерины Большого театра.

Дебют в роли Джульетты состоялся в 2010 году. Партнёром танцовщицы стал Артем Овчаренко. И в дальнейшем именно эта балетная постановка стала одним из самых ярких проектов в жизни Капцовой.

Предпочтения балерины в балете

Как говорила сама прима-балерина, она предпочитает играть, а точнее проживать, роли отрицательных или сложных антагонистических персонажей. По натуре нежная и хрупкая, Нина Капцова с 5 лет желала исполнить партию Одиллии, Чёрного Лебедя в бале П. И. Чайковского.

Властность, сила и характерная харизматичность этого персонажа всегда привлекали балерину. И хотя в своей карьере ей представлялось не так уж и много возможностей сыграть на сцене «тёмного» персонажа, каждый раз она со всем воодушевлением бралась за исполнение полученной роли. К слову, мечта станцевать Лебединое Озеро исполнилась, но уже не на сцене Большого театра.

fb.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию.