В Мире Театра!

«Он никогда не шел на компромиссы»

В субботу, 30 сентября, столетие Юрия Любимова отмечалось сразу в нескольких театрах. На Таганке открыли музей и сыграли «Доброго человека из Сезуана», в Театре им. Вахтангова – спектакль Аллы Демидовой и Анатолия Васильева «Старик и море», но главное событие произошло, безусловно, в Большом театре. Здесь состоялся концерт в память выдающемся режиссере…
 
– 30 сентября в 7 часов вечера родился мой муж. Для меня это большая честь, что именно в этот день и в этот час я могу стоять на исторической сцене Большого театра, – сказала Каталин Любимова перед началом концерта.
 
Дело в том, что третий год подряд в этот день вручается награда имени Юрия Любимова. При этом к искусству тот или иной лауреат может и не иметь отношения. Награда присуждается за профессионализм, преданность своему делу и ясное выражение своей гражданской позиции. Иными словами, лауреат должен обладать теми качествами, которые для Юрия Любимова были первоосновой. Об этом говорил ведущий церемонии Владимир Познер:
 
– Я очень хорошо помню день 23 апреля 1963 года, когда в театре, который еще не носил названия Театра на Таганке, вышел спектакль «Добрый человек из Сезуана». Я имел счастье находиться среди публики. Это было время… непонятное. «Оттепель» кончилась, разгром художников в «Манеже» уже состоялся, а диссидентов исправно сажали. И вдруг появляется спектакль, который вызывает острое ощущение надежды.

Невероятно светлый, злободневный. И для нас, тогда совсем молодых, это стало гигантским праздником. Потом выходили другие спектакли и, в общем, для многих как-то так получалось, что есть один театр – Театр на Таганке. Конечно, в Москве и других театров много, но этот играл совершенно особую роль. Каждый раз был триумф. Каждый раз! Причем не только в Москве и не только в Советском союзе.

К Юрию Петровичу приезжали крупнейшие мастера театра и кино, оставляли автографы на стене его кабинета. И со временем эти стены становились свидетелями того, что происходило вокруг. «Таганка» была хорошим барометром: по мере того, как постановки Любимова становились все более острыми, в стране становилось все тяжелее.

Вообще отношения между художником и властью всегда сложные. Потому что художник говорит правду, а власть – не всегда. И вообще не очень любит, когда ей говорят правду. А художник не только говорит правду, но еще и заглядывает вперед. Это особый дар. Это дар предсказателя: что будет и как будет. В высокой степени Юрий Петрович этим даром обладал.

Я помню: вторая половина шестидесятых, семидесятые годы – затхлая, тяжелая атмосфера. Но каждый, кто в этот период интересовался театром, становился зрителем Театра на Таганке. За Любимовым всегда тянулся шлейф домыслов: будет спектакль – не будет, посадят – не посадят, запретят – не запретят. Он никогда не шел на компромиссы, и делал то, что считал нужным. Потому и премия вручается по аналогии – тем, кто предан своей профессии и для которых это служение – высокое.
 
В нынешнем году лауреатами стали кардиохирург Лео Бокерия, хореограф Юрий Григорович и художник, режиссер Рустам Хамдамов.
 
– Для меня эта награда – большая честь, – отметил Юрий Григорович, которого зал приветствовал громовыми овациями. – Я очень горжусь. Эта церемония не случайно проходит в Большом театре. Мы говорим о большом художнике, большом мастере своего дела. И я уверен, имя Юрия Петровича останется в истории русского театра.
 
 
После вручения премии состоялся гала-концерт оркестра и хора Большого театра при участии Гидона Кремера и Владимира Мартынова.
 
В отличие от многих «датских» концертов в программе вечера было мало так называемой популярной классики. Основу составили произведения, который Юрий Петрович хорошо знал и любил. В их числе – Concerto grosso №1 Альфреда Шнитке, поэма «Колокола» Сергея Рахманинова, фрагменты из оперы Вагнера «Тангейзер» и др. Владимир Мартынов специально для вечера написал фортепианное «Посвящение», и его выступление предварялось цитатой из интервью юбиляра, высвеченной на большом экране:
 
– Последние 12 лет я работаю с композитором Владимиром Ивановичем Мартыновым – блестящий композитор. Но у нас бед в том, что никто даже не знает своих выдающихся соотечественников.
 
Вообще постановщики вечера постарались сделать своего рода диалог между юбиляром и публикой. Перед каждым номером на заднике сцены сменялись его портреты (режиссер репетирует, режиссер слушает, режиссер удивлен и т.д.), а иногда появлялись цитаты, как, например, эта:
 
– Я глубоко благодарен судьбе, что она поместила меня в такую компанию. Скажи мне, кто твои друзья, и я тебе скажу, кто ты. Компания очень много значит. Я хорошо был знаком с Солженицыным, Сахаровым, Ростроповичем, Кремером, Аксеновым, Войновичем, Эрдманом, Шнитке и со многими другими.

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.