В Мире Театра!

От последних работ Кайдановского веет обреченностью

Александр Кайдановский

Кайдановский — фигура трагическая. В нем присутствовало что-то фатальное, ощущение чего-то неотмирного и недосказанного. Несмотря на то, что де факто он прекрасно реализовался в кино (чего только стоят блестящие роли в «Сталкере» и «Свой среди чужих, чужой среди своих»), сам он был постоянно недоволен своими достижениями, явно желая большего.

Поначалу он пытался строить театральную карьеру, но она не задалась. «Я поступил в театр Вахтангова, где играл в течение двух лет, - признавался он сам в одном из интервью. - Первая роль, которую я там получил, была роль официанта. Такая классическая роль со словами «Кушать подано!» Каждый раз после окончания спектакля я почти рыдал, потому что это никак не соответствовало моему назначению. Это отравило во мне любовь к театральной жизни. Я не любил выходить на сцену. Это доставляло мне чудовищную муку и минимум удовольствия. Потом меня оттуда выгнали. И, слава Богу, пригласили в кино. Но ощущение полной зависимости, полной несвободы, отчаянного положения, в котором пребывает каждый артист, но тщательно это скрывает, меня всегда приводило в ужас. Я от этого страдал».

Кадр из фильма «Жена керосинщика»

Пробовал себя Кайдановский и в режиссуре. Самое яркое (и, возможно, самое спорное, что он создал) — сюрреалистический фильм «Жена керосинщика»). Послевоенный Калининград. Заезжий следователь пытается расследовать череду загадочных преступлений и узнает, что виной всему — два брата-близнеца, которые в результате неудачной операции загубили ребенка. Один из них взял вину на себя и, отсидев, стал керосинщиком. Другой пошел по карьерной лестнице, возглавив городскую администрацию.

Детективная фабула в данном случае — лишь отвлекающий маневр. Кайдановскому было важнее показать тотальную дезориентацию жителей полуразрушенного вчерашнего Кенигсберга, где бессильные ангелы говорят по-немецки, священник утешается обществом собаки, а жена несчастного керосинщика крутит роман с музыкантом прямо на глазах у мужа. Мечтой Кайдановского было снять еще один концептуальный фильм «Восхождение к Эрхарду», но не задалось: он много раз переделывал сценарий, но так и не успел заверштьь работу.

Александр Кайдановский умер 3 декабря 1995 года от инфаркта, женившись несколькими неделями раньше на молодой актрисе Инне Пиварс. Недаром он боялся 49-летнего рубежа, ведь именно в этом возрасте умерло несколько его близких родственников. От последних работ Кайдановского веет обреченностью. В короткометражке «Свадебный марш» (в составе киноальманаха «Прибытие поезда»), он сыграл отца-режиссера — переспавшего с невестой своего сына — некоего злого демиурга от кино, часть той силы, которая не пощадит никого, включая его самого. Для группы «Аквариум» он снял в 1995-м году клип «Гарсон №2» о ментальном двойнике человека, встреча с которым происходит на границе между жизнью и смертью.

К 70-летию Александра Кайдановского телевидение подготовило ряд любопытных программ. В ночь на 23 июля катал «ТВ центр» показал премьеру документального фильма «Александр Кайдановский. По лезвию бритвы». Как пишет «Россйиская газета», картина дает ответы на ряд неудобных вопросов: «Из-за чего повздорили Михалков и Кайдановский? Почему Александр, будучи членом жюри на Каннском кинофестивале, не поддержал фильм Михалкова «Утомленные солнцем», отдав предпочтение «Криминальному чтиву» Квентина Тарантино? По какой причине актер не снялся в фильмах «Ностальгия» Тарковского и «Избранные» Сергея Соловьева? Как складывались отношения Кайдановского со второй женой Евгенией Симоновой и дочерью Зоей? И почему он развелся и во второй, и в третий раз?»

Александр Кайдановский

Как обычно, во всеоружии оказался и канал «Культура». В программе из цикла «Острова» (23 июля, 12:10) нас ждет рассказ о жизни и творчестве Александра Кайдановского ведется от лица дочери Зои Кайдановской и последней жены Ирины Пиварс, чередуясь с монологами самого Александра Леонидовича. При участии Евгении Симоновой. «Мне всегда помогали женщины, и я им за это чрезмерно благодарен, – вспоминал Кайдановский. – Были чудовищные ситуации, в которых я не мог разобраться, и они, женщины, меня поддерживали, спасали, выручали. Традиционно много лет я дружу с женщинами, я умею дружить с женщинами». Включены фрагменты спектакля «Три высокие женщины», кадры из художественных фильмов с участием актера – «Пропавшая экспедиция», «Спасатель», «Кто поедет в Трускавец?», «Сталкер», «Рассказ неизвестного человека», архивные фото- и видеоматериалы.

Фото с сайта kino-teatr.ru

km.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.