В Мире Театра!

Отчего так в России…. Шукшин стал героем спектакля Областного ТЮЗа

В Московском областном ТЮЗе показали премьеру «Шукшина» - спектакля об извечных вопросах бытия и поисках бога в условиях родного пейзажа – с его неповторимым народным колоритом.
 
Режиссер-постановщик Алексей Доронин соединил в своей инсценировке рассказы Василия Макаровича «Вечно недовольный Яковлев», «Петька Краснов рассказывает», «Степка», «Верую!» и «Жил человек». Заодно ввел в ткань повествования самого автора – Шукшина (Валерий Кукушкин), который и объединил всех героев в единую сюжетную линию. Автор приезжает в родную деревню навестить знакомых, а те будто и ждали его, как отца родного: кинулись плакаться, делиться своими радостями да горестями.
 
Декорации «Шукшина» непретенциозны: пара березок с подвешенным скворечником, растянувшийся через всю сцену забор, на котором сушатся вещи, а в углу – умывальник. Традиционный пейзаж русской деревни.
 
Молодой режиссер старательно вычерчивает причудливые шукшинские характеры, заостряя конфликты. Чуть ли не каждая фраза местного пьяницы Петьки Краснова, смачно сыгранного Артуром Казберовым, вызывает в зале хохот. «Куда по навозу-то?»; «Был бы трезвый, убил!»; «Судьба, сучка, чтобы ей сухари в сумке мялись» и так далее. Удачно найденный характер, помноженный на национальную идентичность и органичное существование актера, живописали «красоты» нашей глубинки и их обитателей гораздо звонче пресловутых березок да покосившегося забора.
 
Не менее узнаваемыми, а оттого и таким родными оказались мужик Шурыгин с топором наперевес, что «церкву валил» (Алексей Рыжков), бывший житель деревни, а ныне гордо идущий с пометкой «горожанин» Яковлев (Дмитрий Чукин), влюбленный по уши Степка (Илья Ильиных) и другие персонажи этой густонаселенной истории.
 
Алексей Доронин попытался создать на сцене многолосый актерский хор (читай – массовые сцены), где говорят актеры все вместе и каждый в отдельности. Диалоги шукшинских героев сделаны просто, легко и проникновенно.
 
И если первая часть полуторачасового действа все больше подталкивает зрителя к умилению и смеху над несуразностью русского человека, то во второй все больше заставляет задуматься над вечным. Что есть бог? Правильно ли я живу? Вот болит душа, а от чего? И, в конце концов, жизнь-то вышла не так, как хотел. А если бы начать все заново?
 
Василий Шукшин умел переходить в своих рассказах от смешного к грустному, от комедии к трагифарсу, от конкретного случая к общей философии и поиску истины. А за всем этим вставала загадочная русская душа, вечно не спокойная и мятежная. В спектакле «Шукшин» этих ингредиентов хоть отбавляй. И несмотря на то, что спектакль идет с пометкой «18+», а актеры, следуя за автором, не забывают приправить свою речь крепким словцом, спектакль получился каким-то уж больно чистым и трогательным. Даже до боли щемящим – будто любуешься той самой березкой, что по весне пускает сок под трели соловья. Как тут опишешь чувства, если ты не Шукшин?

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.