В Мире Театра!

Открылся «Театр Марины Цветаевой». Лик при свете фонаря

Театр Марины Цветаевой   это не только пьесы, это  люди, которые сыграли важную роль в ее жизни. Их имена сегодня известны всем знатокам русского театра – Таиров, Вахтангов, Завадский…

Выставка «Театр Марины Цветаевой», которая проходит в доме-музее поэта в Борисоглебском переулке, решена художником Василиной Харламовой и куратором Натальей Шаинян как череда театральных макетов – небольших коробочек, сродни тем, о которых Булгаков писал «картинка не плоская, а трехмерная. Как бы коробочка, и в ней сквозь строчки видно: горит свет и движутся в ней те самые фигурки, что описаны в романе».

В трехмерное пространство каждой коробочки создатели выставки поместили одного из «театральных героев» Цветаевой, людей театра, с которыми поэта связывали дружба, любовь, творчество.  Поэт Макс Волошин, актеры Юрий Завадский, Софья Голлидэй, Владимир Алексеев, актер и поэт Павел Антакольский, режиссеры Вахтанг Мчеделов и Евгений Вахтангов, мхатовец Алексей Стахович, директор Императорских театров князь Сергей Волконский. Каждому из них посвящены стихи, обращены письма, о каждом написаны эссе и дневниковые заметки.

Один из самых известных ее поэтических циклов «Комедиант», посвященный Юрию Завадскому, начинается со строк: 
            Я помню ночь на склоне ноября. 
            Туман и дождь. При свете фонаря 
            Ваш нежный лик – сомнительный и странный. 
            По-диккенсовски – тусклый и туманный…
Цветаева не просто делает своих друзей прототипами пьес – она «досочиняет» им характеры и судьбы: в жизни, в стихотворных посвящениях и в последней своей прозе «Повесть о Сонечке».

Время, когда происходило общение поэта со всеми этими людьми, –  это период небывалой творческой мощи русского искусства. Цветаева становится драматургом именно в этот период фантастического всплеска в живописи, поэзии, музыке и театре, как синтезе всех искусств.

Дом-музей Марины Цветаевой – уникальное место, где более 20 лет назад силами энтузиастов и исследователей литературы была воссоздана обстановка квартиры, в которой поэт жила с 1914 по 1922 год, вплоть до отъезда в эмиграцию. Сегодня здесь хранятся многие документы эпохи Серебренного века. Именно в этом доме в трудные годы гражданской войны собирались молодые актеры вахтанговской студии, с которыми в то время судьба свела Марину Цветаеву и для которых она написала свои знаменитые драматические произведения – «Фортуна», «Приключение», «Метель», «Каменный ангел» и другие.

«Все советское время, было мнение, что пьесы Цветаевой трудно ставить, потому что она «слишком – поэт», и как-то все забывали, что вся русская драматургия написана поэтами и в большинстве своем – в стихах, – рассказала «Т» сотрудник музея, театровед Елена Ильина.  – Так что дело, конечно, не в том, что она – поэт, а в том, что она, как гений, просто опередила развитие театра, как и Пушкин, на несколько столетий, и к ее произведениям необходим новый подход. Молодые режиссеры легко находят такой подход пока они учатся в вузах, пока делают дипломные спектакли. Что происходит потом, трудно сказать. Вероятно, нужна именно молодость, и свойственные ей абсолютная смелость и задор, но в сочетании с высоким интеллектом и образованностью. А такое сочетание найти непросто».

В будущем году будет отмечаться 125-летие со дня рождения поэта и, возможно, нынешняя небольшая выставка «Театр Марины Цветаевой» – станет прологом к проекту более масштабному и пространственно, и предметно. Потому что тема – неисчерпаема. Потому что вся поэзия Цветаевой – пьеса о ней самой.

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.