В Мире Театра!

Пять самых провокационных фильмов Станислава Говорухина

Что мы знаем о Станиславе Сергеевиче? Что он обеспечил себе место в истории российского кино уже двумя фильмами – «Вертикаль» и «Место встречи изменить нельзя». Что в 90-е в нем возобладал публицист, и это нашло отражение в полемических документальных лентах «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли». Что самого Говорухина мы после них отнюдь не «потеряли», и в конце 90-х у него открылось второе дыхание, а прекрасные и удивительные фильмы от мэтра продолжают появляться регулярно. Рассмотрим пять из картин новейшего времени, каждая из которых оказалась довольно неожиданной и в чем-то провокационной.

1. «Ворошиловский стрелок» (1999). Внучку пенсионера Ивана Афонина (Михаил Ульянов) изнасиловали мальчики-мажоры. Надежды на правосудии нет, потому что у парней очень влиятельные родители. Ветеран решает действовать сам и грамотно мстит молодым негодяям, сам оставаясь при этом безнаказанным.

Фильм поставлен по мотивам книги Виктора «Женщина по средам». Обозреватель «Советской России» Рустем Вахитов упрекнул режиссера в том, что он обеднил авторский замысел: «По замыслу автора книги идет война. Российское государство, объявившее себя демократическим и либеральным, и взращенный им класс ворюг, громко называемый предпринимателями и бизнесом, воюют против собственного народа. И на этой войне чиновники и барыги ведут себя как оккупанты на завоеванной территории (это, кстати, подметил старик, он и в фильме, и в книге бросил в лицо наглому прокурору: «Оккупант!»). В книге Пронина Афонин – образ народа, восстающего против собственной предательской и беззаконной власти, которая ведет себя с народом хуже озверелых оккупантов. Афонин – партизан-одиночка, который борется с оккупантами… И, кстати, в книге, в отличие от фильма, винтовку у Афонина не конфискует сердобольный участковый – мол, отомстил за себя и баста! – нет, она так и остается у старика, надежно спрятанная, снова готовая к употреблению, если произойдет новая несправедливость… »

2. «Не хлебом единым» (2005). В послевоенные годы неимущий школьный учитель физики Лопаткин изобрёл революционный метод изготовления двухслойных труб для химической промышленности. Попытавшись внедрить изобретение, он столкнулся с враждебностью отраслевых бюрократов во главе с директором трубозавода Дроздовым, пошёл на принцип, в конечном счёте сел за вредительство, но не сломался. У моральной победы, одержанной рационализатором, был и плотский, осязаемый символ — красавица Надежда Сергеевна, жена карьериста Дроздова, ушла к Лопаткину и осталась верна ему до конца.

Пожалуй, именно с этого фильма у Говорухина пробудился интерес к нуару, тонким стилизациям и постмодернистским играм. «С одной стороны, вроде должно радовать, что «Не хлебом единым» — как бы в одном кинематографическом контексте с картинами обоих Алексеев Германов и, допустим, с «Бараком» и «Красным небом, чёрным снегом» Валерия Огородникова, - пишет в кинге «3500 рецензий» Сергей Кудрявцев. – А с другой, испытываешь некоторое смущение, что стойкий государственник Станислав Говорухин (он ведь и выпуск своей ленты специально приурочил к проведению довыборов в Госдуму и ради этого задействовал административный ресурс в правительстве Москвы, откуда была послана соответствующая «указивка» в кинотеатры) играет в совершенно не осознаваемый им пост-постмодернизм» По мнению Кудрявцева, Гришковец в роли следователя подтекст постмодерна прочувствовал, а, вот, Светлана Ходченкова – не очень.

3. «В стиле jazz» (2009). Еще одна тонкая стилизация – на этот раз, на стыке кино и музыки. Писатель Савельев галантно ухаживает за актрисой Ириной. У влюбленных серьезные планы, но к импозантному мужчине неравнодушна младшая сестра Ирины, а также их мать (Елена Яковлева). Сам Говорухин комментировал свой замысел так: «Я вообще люблю только классическую музыку и джаз. А эта картина снималась как раз в стиле джаза: когда какой-то инструмент берёт на себя лидерство и солирует».

В фильме форма явно превалирует над содержанием, поэтому он получил букет отрицательных рецензий на сайте kinopoisk.ru. «Набор банальностей в пьесе таков, что возникает вопрос: зачем все это? Тем более к написанию сценария сам маэстро руку приложил. И убейте критика, но он не понимает, зачем Станиславу Сергеевичу нужно в 1379 раз рассказывать презамыльнейшую историю с набором всех возможных штампов и для кого? – пишет, например, пользователь bor-np.- Есть там одно светлое пятно по имени Роман Карцев. Ему тоже ничего выдающегося сыграть предложено не было, но Карцеву, похоже, по барабану. Все равно шедевр получится».

4. «Weekend» (2013). В последний день рабочей недели финансовый директор крупного московского холдинга Игорь Лебедев (Максим Матвеев) убивает в своём офисе аудитора компании (Виктор Сергачёв, последняя роль актёра в кино) с целью сокрытия своих преступных финансовых махинаций, ставших известными аудитору. Выдав его смерть за несчастный случай, Лебедев покидает офис, чтобы избавиться от пистолета. Уходя, он забывает на столе важные бумаги и, когда позже возвращается за ними, то застревает в лифте, где и проводит уик-энд. Когда в понедельник его вызволяют из лифта, то сразу же предъявляют обвинение по подозрению в убийстве шведских туристов Ральфа и Марии Юхансонов, которые были убиты на выходных. Перед Лебедевым встаёт дилемма: или признаться в убийстве аудитора и тем самым получить прочное алиби в случае с Юхансонами, или же не признаваться, но взять на себя чужую вину.

Фильм получил преимущественно положительные отзывы, но, например, обозреватель film.ru упрекнул режиссера в неоригинальности отсутствии драйва: ««Уик-энд» действительно остается этакой вещью в себе и вещью для себя. Автор не ставит перед собой задачу продемонстрировать торжество справедливости, неотвратимость наказания или порочность преступных замыслов и действий, нет. В картине характеры сплетены так, что однозначной оценки не удостаивается никто – ни теряющий от ужаса рассудок главный герой, ни обезумевший от безнаказанности второй преступник, ни женские персонажи, все как на подбор стервозные и недалекие, ни даже следователь, не гнушающийся подтасовками улик и откровенным давлением. Говорухин наслаждается не произведенным эффектом, а скорее процессом – смакует детали, играет камерой и светом, чередует сдавленные кадры лифтовой кабины с открытыми просторами морского берега, а серый металл камеры меняет на блеск и богатство дорогих ресторанов. Смотреть на это небезынтересно, но не более того».

5. «Конец прекрасной эпохи» (2015). Фильм снят по мотивам книги Сергея Довлатова «Компромисс». Пожалуй, это самое «некиногеничное» беллетристическое произведение писателя. Виной тому оригинальная форма «Компромисса», который литературоведы считают то ли сборником рассказов, то ли документальной повестью. Каждая глава книги начинается с реальной газетной заметки Довлатова, после которой подробно описываются обстоятельства ее создания, вопиюще дисгармонирующие с бравурным тоном самой статьи. Если и переносить «Компромисс» на экран, то правильнее всего было бы снимать 10-12-ти серийный ситком с относительно автономными друг к другу новеллами.

Говорухин же все сделал по-своему. Из обилия довлатовских курьезов он выбрал всего четыре-пять историй, максимально приблизив их к первоисточнику, но перетасовав произвольно.  Hежиссер, кажется, все-таки нашел компромисс между публицистически заостренными работами («Россия, которую мы потеряли», «Ворошиловский стрелок») и холодным эстетизмом своих поздних фильмов («Weekend»). Ласкающая взор черно-белая картинка достигнута малой кровью, ведь Говорухин предпочел не выстраивать дорогих декораций и не заставлять делать оператора акробатические трюки. Наконец, мастер умышленно не стал эксплуатировать подробности биографии Довлатова, сделав главного героя ленты менее сластолюбивым и остроумным, чем в книге. Сквозь экранного Лентулова то и дело проглядывает молодой Говорухин, а значит, мы имеем дело с сотворением личного мифа, которому вообще присуща способность не терять актуальности в самых разных исторических условиях.

Редакция KM.RU сердечно поздравляет Станислава Сергеевича Говорухина с круглой датой!

Фото с сайтов kinopoisk.ru, kino-teatr.ru

km.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.