В Мире Театра!

Почему Олег Табаков «принял» новый дом «Табакерки» со слезами на глазах

Новое здание «Табакерки» на Малой Сухаревской площади. Wikipedia / Mos.ru

История одного из самых знаменитых российских театров началась с отсыревшего подвала, ремонт в котором режиссер и его ученики делали своими силами

В 2017 году Театр-студия под руководством Олега Табакова отметил свой 30-летний юбилей. Официальное открытие состоялось 1 марта 1987 года спектаклем «Кресло» по повести «ЧП районного масштаба» Юрия Полякова. Но на самом деле история «Табакерки» началась за десять лет до этой даты.

Как все зарождалось

На момент открытия своего театра Олег Табаков уже несколько лет вел преподавательскую деятельность, под его крылом занималось много талантливой молодежи. В 1977 году Олегу Павловичу удалось получить помещение в подвале на улице Чаплыгина, где ранее располагался угольный склад. Собственными силами педагог и его ученики за несколько месяцев сделали минимальный ремонт. Поскольку отсыревшие стены и пол невозможно было полностью отчистить от многолетней угольной пыли, стены и постеленные на пол доски покрасили в черный цвет. В маленьком зале поставили ряды лавочек со спинками, а на двери повесили табличку «Студия молодых актеров». Среди тех, кто тогда вместе с наставником стоял у истоков «Табакерки» были Сергей Газаров, Андрей Смоляков, Елена Майорова, Лариса Кузнецова, Марина Овчинникова, Марина Шиманская и другие великолепные в будущем актеры.

Их профессиональная деятельность началась 29 октября 1978 года с постановки по пьесе Алексея Казанцева «… И с весной я вернусь к тебе». Потом будут «Прощай, Маугли», «Прищучил», «Страсти по Варваре». Практически сразу о театре начали писать ведущие журналисты, состоялись первые зарубежные гастроли – в Венгрию. Но тогда власть не оценила желания молодежи выступать в собственном театре, и в начале 80-х Табакову пришлось пристраивать своих учеников по разным труппам. Впрочем, это не мешало им собираться в «Табакерке» по ночам, репетировать и даже ставить спектакли.

Для Олега Павловича сама идея студии была очень близка, ведь из нее по сути вышел «Современник», одним из шести сооснователей которого являлся Табаков. Выражаясь современным языком, ему хотелось претворить в жизнь собственный проект, реализовывать свои задумки и помогать реализовывать задумки учеников. Ради этого он готов был перевезти студию в Подольск, но… длиннющие руки советской власти могли дотянуться куда угодно.

До поры до времени ничего не выходило. Лишь в конце 1986 года Олегу Павловичу удалось получить государственную дотацию, а в декабре в реестре государственных театров была сделана запись о создании нового учреждения культуры. Возможно, на это решение повлияло назначение Табакова на должность ректора Школы-студии МХАТ в 1985 году. В течение долгого времени актерский состав пополнялся его учениками именно оттуда.  Например, в 1990 году к «Табакерке» присоединились такие в будущем актеры первой величины, как Владимир Машков и Евгений Миронов.

Не МХАТом единым

Стоит отметить, что Табаков не был зациклен на своих учениках. Со дня основания театра-студии Олег Павлович приглашал и приглашает и опытных мастеров актерского искусства. Можно назвать такие «звучные» имена, как Евгений Миллер, Роза Хайруллина, Алексей Золотницкий или Павел Ильин. По-настоящему талантливой молодежи всегда была открыта дорога в «Табакерку». Выпускники различных театральных вузов с удовольствием шли выступать к мэтру. Достаточно вспомнить звезду сериала «Оттепель» Анну Чиповскую.

Публикация от tabakov.ru (@teatr_tabakova) Июн 20 2017 в 1:50 PDT

Табаков старался сделать театр разноплановым, но при этом в рамках придуманной им концепции, заложенной с самых первых лет существования «Табакерки». Основные успехи были связаны с такими режиссерами, как Адольф Шапиро, Андрей Житинкин, Валерий Фокин. При этом Олег Павлович нередко давал возможность своим актерам попробовать себя в роли постановщиков спектаклей. Среди них все тот же Владимир Машков или, например, Александр Мохов.

Начало XXI столетия ознаменовалось приходом в театр молодого режиссера Миндаугаса Карбаускиса. Он проработал в качестве основного режиссера по 2007 год. Его постановки в течение нескольких лет завоевали как любовь публики, так и несколько театральных премий и призов. Среди его спектаклей - «Рассказ о счастливой Москве» и «Лицедей».

Сцена на Сухаревской

Уже в конце 90-х стало очевидно, что «Табакерке» тесно в подвале элитного дома на Чаплыгина. В 1997 году даже вышло постановление о строительстве нового здания для театра Табакова, но… на том все и зависло. Лишь спустя 10 лет на Малой Сухаревской площади было начато строительство. Казалось, что вот-вот «Табакерка» обретет новый дом. Первоначально предполагалось, что это произойдет в 2010 году, но сдачу объекта перенесли сначала на два года, потом еще на год, затем еще на три. Чудо свершилось 15 сентября 2016 года.

Памятник драматургам Александру Вампилову, Виктору Розову и Александру Володину, установленный у входа в здание «Табакерки» на ул. Чаплыгина. Скульптор А. С. Чаркин. Wikipedia

В самом центре Москвы теперь красуется современное семиэтажное здание в стиле хай-тек общей площадью пять тысяч квадратных метров, с великолепным фойе, отдельными залами для репетиций и, конечно, сценой. О ее оснащении разговор особый. Она может принимать разные формы и размеры, управление производится с компьютеризированного пульта. На сцене смонтировано более десяти подъемных механизмов, а всего различных технических «примочек» более сотни!

Кстати: Интересно, что в зале установлено ровно 400 кресел. Именно с таким числом зрителей, по мнению мэтра, максимально комфортно работать актерам!

Как признался сам Олег Табаков, когда ему показали первый раз техническое оснащение здания, у него из глаз проступили слезы. Неудивительно, ведь к этому он и его сподвижники шли целых сорок лет!

eg.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.