В Мире Театра!

Римас Туминас: «Не ищите солнца на стороне, оно в каждом из нас». Юбиляр о жизни, о времени и о судьбе

В четверг, 19 января, после того, как отгремели овации в честь премьеры «Царя Эдипа», друзья Театра им. Вахтангова собрались на Новой сцене – поздравить Римаса Туминаса с 65-летием. Александр Ширвиндт, Геннадий Хазанов, Евгений Стеблов, Алексей Бородин, Александр Олешко и многие другие артисты подготовили свои поздравления.
 
Вечер шел и не думал заканчиваться. Многие говорили о философском обаянии спектаклей юбиляра, сравнивали его с романтиком, мыслителем и, конечно, строителем театра.
 
Вахтанговский коллектив Римас Туминас, напомним, возглавил вскоре после смерти Михаила Ульянова – в 2007 году и на первом же сборе труппы, обтекаемо говоря о своей художественной программе, заявил: «В театре я ценю три вещи: запах детства, вкус хлеба и звук эпохи». Фраза прозвучала загадочно, слегка непривычно, но сегодня, когда в репертуаре Театра им. Вахтангова уже 11 постановок Римаса и его художественная программа обрела вполне внятные черты, становится ясно, что, на самом деле, имел в виду режиссер.
В день юбилея «Театрал» собрал цитаты из недавних интервью мастера, записанных нашим журналом.
 
* * *
 

Всё больше убеждаюсь, что нельзя делить человечество на братские и небратские народы, как было принято у нас в советское время. Мы все братья. И все мы одинаково устроены. Предательство на любом континенте выглядит, как предательство, а любовь – как любовь…

 
* * *
Мы, режиссеры, артисты, очень хотим понравиться зрителю и часто не бываем честными в выборе материала. Лукавим. Играем в поддавки: мол, давайте поставим современную пьесу, иначе нас обвинят в старомодности. Или поставим спектакли из расчета на молодых, а то они, видите ли, разбегутся по разным театрам… Так мыслить нельзя. Театр не юность должен поддерживать и не современную драму, а творческий поиск, открытие тех самых «новых миров». Живи по возможности честно, не теряй ощущения боли и жалости, тогда ты будешь прав перед самим собой, а значит, прав и перед зрителем.
 
* * *

Если я что-то и рекомендую артистам, то это интерес к науке, открытиям... Необходимо изучать мир, удивляться тому, какие чудеса происходят, жить этим. Интересоваться подводным миром и космосом, всматриваться в звезды. Если мы станем смотреть на звезды, то тогда, наверное, иначе начнем воспринимать окружающий мир.

 
* * *
 
Я всегда болел за человеческие трудности. Я там, где нищие люди, где плохо живется, я всегда с ними. И если я эту связь потеряю, то потеряю профессию. А реагировать на политику… Если ты реагируешь на нее сегодня, то чем же ты будешь заниматься завтра, когда эти события пройдут? Ждать новых событий? Жить от события к событию? Провоцировать их, чтобы затем реагировать? Надо жить своим внутренним миром. Греческим поэтам в древности выкалывали глаза, чтобы они по слуху, по воздуху могли понять вечность, а не сиюминутность происходящего.
 
* * *
 
Когда у меня в первые в жизни состоялась премьера в театре, я вышел на улицу, чувствуя себя триумфатором. Мне казалось, что прохожие бросятся ко мне и, как минимум, подхватят на руки. Но вдруг я понял, что иду сквозь толпу, которой до меня нет никакого дела. Я удивлялся: почему они не были в театре? Почему они не замечают меня? Почему не знают, что я только что победил? Это ответ на ваш вопрос: ничего изменить нельзя. Жизнь развивается по своей внутренней драматургии. Можно только научиться легче переживать тот или иной абсурд.
 
* * *

 
Не ищите солнца на стороне, оно в каждом из нас. И не надо ни с чем бороться, это некрасиво, просто надо не сдаваться. Я сам недавно понял это, когда хотел поставить злой спектакль, на что-то ответить, кого-то вразумить, но на следующий день подумал: «Боже, а зачем?» Здоровье так же заразительно, как и любая болезнь. Поэтому оставаясь строителями, будем заражать друг друга энергией творчества.

 
* * *
 
Мы не снимаем спектакли, а расчищаем дорогу для новых постановок, для новой жизни… Конечно, артисты и режиссеры приходили ко мне, просили пересмотреть мое решение, какие-то вещи оставить в репертуаре. Но я в таких случаях всегда вспоминаю историю, произошедшую с Циолковским. У него погиб сын, были похороны, но, вернувшись с кладбища домой, Циолковский ушел в свою мастерскую и стал с вдохновением работать. Убитая горем жена возмутилась, пошла к нему в кабинет: «Как ты можешь работать после похорон? Да еще и не скрывая удовольствия!» Но Циолковский сказал: «А зачем печалиться? Я ведь не похоронил сына, а отпустил его в вечное путешествие по вселенной. Он с нами, он рядом здесь, на небесах». Так и спектакль – не снимается, не умирает. Он живет в памяти артистов и зрителей. Он с нами где-то на небесах. И от этого он становится много лучше, гораздо лучше, чем был на земле.
 
 
Справка
Режиссер Римас ТУМИНАС родился 20 января 1952 года в Кельме (Литва). В 1970–1974 годах учился в Литовской консерватории. Окончил режиссерский факультет ГИТИСа. Дебютировал спектаклем «Январь» в Театре драмы Литовской ССР. Первая постановка в Москве – «Мелодия для павлина» в Театре Станиславского. С 1994 по 1999 год был главным режиссером Национального драматического театра Литвы. В 1990 году основал и возглавил Малый драматический театр Вильнюса. С 2007 года – художественный руководитель Театра Вахтангова. Среди постановок Туминаса – «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Маскарад», «Ветер шумит в тополях», «Пристань», «Евгений Онегин», «Минетти», «Царь Эдип». 

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.