В Мире Театра!

Спектакль Северная одиссея — описание

 

Российский академический молодежный театр | 2015 | Россия | Мелодрама | 150 мин.

Режисcёр:
Екатерина Гранитова

В ролях:
Александр Доронин, Александр Гришин, Алексей Блохин, Рамиля Искандер

Спектакль Северная одиссея режиссер Екатерина Гранитова поставила по сценарию кинодраматургов Петра Луцика и Алексея Саморядова. В 90-е они считались надеждой отечественного кино, но, к сожалению, оба рано ушли из жизни. Примечательно, что их ранее не реализованные сценарии выстреливают теперь, через годы после их смерти. В 2008-м режиссер Михаил Калатозишвили снял по сценарию Луцика и Саморядова фильм «Дикое поле», заслуживший признание критиков, кинематографистов и зрителей во многих странах. И вот неожиданное — театральное — воплощение получил их сценарий об отчаянных новых русских.

Название «Северная одиссея» позаимствовано у Джека Лондона. У него есть рассказ с таким названием, в котором действуют лихие покорители Клондайка. И если рассказу Лондона можно, позаимствовав у кино, присвоить жанровое определение «вестерн», то «Северная одиссея» Луцика и Саморядова — «истерн». Это история о том, как неукротимый дух авантюризма завел компанию русских людей в тайгу, во льды, на Аляску, в Калифорнию и, наконец, в Нью-Йорк — и все это в годы перестройки, когда «заграница» еще была больше мифом, чем реальностью.

Группа доморощенных коммерсантов везет на продажу чукчам крупную партию спирта. А время в стране уже неспокойное, в далекой Сибири царят свои порядки. Так что караванщикам приходится оборонять себя и товар. «Итак, снега, караван со спиртом, вооруженные бандиты, стрельба, — пишет критик Марина Райкина («Московский комсомолец»). — Надо отдать должное женщине-режиссеру: у нее никакой конкретной рукопашной, трупов, мордобоя». На пути горе-бизнесменов встает атаман Сковородников, он называет себя хранителем Сибири «от японцев и американцев»; встречается оригинальный отец Федор, творящий крестное знамение топором.

«Полуфантастический сюжет, сильные герои, остроумный язык, эффектная сценография (на сцене — конструкция внушительных размеров, то ли хребет мамонта, то ли гигантская льдина), наконец, отличная музыка как одна из главных составляющих многожанрового действа, — пишет критик Наталья Витвицкая («Ваш досуг»). — Она — главный проводник в мир Луцика и Саморядова, «отзеркаливает» странный русский мир, «навсегда растерянный» народ, бескрайние заснеженные пространства».

Музыку к спектаклю сочинил популярный певец и композитор Петр Налич. Группа Налича находится на сцене в течение всего спектакля. Саундтрек состоит из композиций в разных стилях: тут и мотивы русского фольклора, и американский джаз, блюз, соул и даже госпел-песнопения! Вторая часть истории (и спектакля) разворачивается в Америке. Герои попали туда нечаянно, сбившись с пути и как-то незаметно доплыв на льдине аж до Аляски. Америка нарисована в спектакле такой, какой ее видели в своих фантазиях советские люди — яркой, пестрой, шумной. Забавно, но герои «Северной одиссеи», русские люди 90-х, ведут себя в Америке в чем-то так же, как герои культовой дилогии Алексея Балабанова «Брат» и «Брат-2»: не говоря по-английски, устанавливают коммуникацию с местным населением, проявляют недюжинную смётку, не дают себя в обиду.

Критики в один голос называют спектакль РАМТа витальным. Похоже, авторы «Северной одиссеи» и впрямь восхищены жизненной энергией и непотопляемостью россиян.

Культура РФ

© В МИРЕ ТЕАТРА

Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.