В Мире Театра!

Театр сто лет тому назад: 8 июля 1917 года

Читайте ежедневные сводки театральных новостей вековой давности.

8 июля 1917 года

Хроника
- Понадобилась братоубийственная резня в Петрограде, чтобы наконец была ликвидирована безобразная анархическая авантюра с захватом дома Кшесинской. В данный момент он освобожден от захватчиков, сделавших его цитаделью вооруженного разбоя. Конечно, внутренность дома представляет собой нечто совершенно хаотическое: следы варварского разрушения носит на себе каждый уголок этого отныне получившего всемирную «славу» особняка.

- Спектакли драматической труппы в Народном доме вчера возобновились. Была поставлена «Катюша Маслова». Труппа намеревалась играть уже в четверг, 6 июля, но это оказалось невозможным: мосты были разведены и, таким образом, Петроградская сторона была отрезана от центра. К тому же, здесь наблюдалось тревожное настроение в связи с происходившей в течение дня «осадой» Петропавловской крепости.

- И.В. Тартаков, сходя на днях с трамвая, упал и ушиб себе бедро.

- Редактор-издатель «Обозрения театров» и «Финансовой газеты» И.О. Абельсон выехал на летний отдых в Кисловодск.

- Возник вопрос о расширении помещений «Эрмитажа» за счет апартаментов Зимнего дворца, ныне временно занятых частью разными комиссиями, частью предметами, перевезенными сюда на хранение из пригородных дворцов. «Эрмитаж» располагает ценными коллекциями, которые не могут быть выставлены для обозрения публики вследствие недостатка места, а также обширного запаса картин (около 1000 номеров), хранящихся до сих пор в кладовых.

- Гастроли балетной четы Фокиных в провинции проходят с хорошим художественным и материальным успехом. Первые 12 спектаклей дали свыше 65 тысяч. Поездка закончится кавказскими группами.

- В связи с бумажным голодом в настоящее время ощущается недостаток в различных сортах нотной бумаги, цены на которую неимоверно повысились, а качество соответственным образом понизилось. Благодаря этому перед музыкантами возникает необходимость перехода к старому способу собственноручного разлиновывания бумаги для переписки нот.

«Обозрение театров»

Объявление в газете "Московские ведомости" 8 июля 1917 г.

Письмо в редакцию
Революция дала свободу. Ту свободу, которая так дорога и необходима для всего трудящегося люда. Мы видим, с какой лихорадочной поспешностью повсюду организуются профессиональные союзы, как русский пролетарий, познав истину сплоченности, стремится к единению, дабы вырваться из рабства и стать полноправным гражданином.

<…> Но российские актеры, представители интеллигентного пролетария, по-прежнему чужды этому движению и ветхозаветны. А доказательством тому имеется много фактов, но я для краткости укажу на три более-менее ярких, происшедших при новом строе.

Факт 1-й
В одном из крупных столичных театров некий юный актер, взяв сто руб. аванса, отказался служить  не возвратил денег.
Дирекция театра, возмущенная столь низким поступком юнца, обрушивается на всю труппу и в пылу гнева вывешивает на доску следующий реприманд:

«Ввиду нечестного поступка актера N, взявшего аванс и не возвратившего его, дирекция постановила впредь никому из артистов аванса не выдавать.

Дирекция»

Прочтя сей конфуз, один из оскорбленных актеров полюбопытствовал узнать мнение премьера труппы, полагая, что тот тоже чувствует себя неловко. Но ответ получил неожиданный: «Меня это не касается – я уже получил аванс».

Факт 2-й
В том же театре и та же дирекция, почувствовав себя свободной, решила ставить спектакль накануне праздн. Вознесения, дабы не потерять лишней тысячи рублей сбору. Но боясь встретить со стороны театральных рабочих отказ, дирекция вывешивает такой дипломатичны документ:

«Принимая во внимание, что в каждой свободной стране свободный гражданин может беспрепятственно заниматься своим честным трудом, дирекция решила поставить спектакль 10 сего мая, конечно, если не последует обоснованного протеста со стороны товарищей-рабочих.

Дирекция»

Конечно, рабочие были польщены, а товарищей-актеров даже из любопытства не спросили, как они смотрят на такой спектакль.

Факт 3-й
Некий актер был приглашен дачным антрепренером собрать маленькую труппу и ставить легкие спектакли. Актер соглашается, но ставит условием, чтобы жалование актерам было не менее как на круг по 100 р. на человека.

На другой день, являясь к антрепренеру для окончательных переговоров, актер узнает, что его место занял другой режиссер, который согласился получать на круг по 60 р. на актера.

Неужели наше театральное болото не всколыхнула даже революция? Неужели «так было» - так будет? Взяли бы хоть пример с организованных прачек!

С почтением актер С. Фалютинский

«Театр и искусство»

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.