В Мире Театра!

Страшный сон в летнюю ночь. В «Гоголь-центре» сыграли «спектакль-которого-не-было»

Я смотрела спектакль «Сон в летнюю ночь» на «Платформе» в 2012 году, потом еще раз – уже на площадке «Гоголь-центра». Но когда началось судебное разбирательство вокруг «Седьмой студии» и следователь заявил, что спектакля не существовало, премьера была фиктивной, а деньги на постановку, вероятно, были украдены, я поняла, что срочно должна увидеть его еще раз и убедиться, что это был не сон. 

События последнего месяца и правда, напоминали ночной кошмар: внезапное вторжение силовиков в «Гоголь-центр» и квартиру Кирилла Серебренникова, обыски без постановления суда, арест  экс-директора «Седьмой студии» Юрия Итина и главного бухгалтера Нины Масляевой, а потом и бывшего продюсера Алексея Малобродского. Всем им инкриминировали хищение денежных средств, выделенных Министерством культуры на проект «Платформа» – инновационную площадку на «Винзаводе», объединявшую театр, танец, музыку и медиа-арт.

В прессе мелькали самые разные цифры от 1,5 до 200 млн. рублей –  то есть полной суммы гранта, полученного за четыре года. Но за это время на «Платформе» было осуществлено такое количество проектов – спектаклей, опер и концертов (музыка, кстати, специально заказывалась молодым современным композиторам, что в наши дни делается крайне редко), что этих денег должно было с трудом хватить на такую обширную программу.

Многие события на «Платформе» были уникальными и, что называется, одноразовыми. И удивительно, что прокуратура в качестве «спектакля-которого-не-было» выбрала постановку, до сих пор существующую в репертуаре «Гоголь-центра».
Несмотря на абсурдность этих обвинений и поручительства от известных и уважаемых театральных деятелей, Алексея Малобродского все-таки отправили на месяц в СИЗО, отказавшись отпустить его под домашний арест, как Юрия Итина, хотя эту меру пресечения даже президент назвал крайней для экономических преступлений. Тут даже обычно аморфное театральное сообщество не выдержало и выступило общим фронтом на Акции солидарности 28 июня, в которой приняли участие около 60 театров из 30 городов России. Известные режиссеры – Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Алексей Бородин, Лев Додин, Андрей Могучий, Юрий Бутусов, Андрей Звягинцев, Сергей Женовач, Михаил Бычков и многие-многие другие выступили в защиту своего коллеги, к ним присоединились актеры, продюсеры, художники, драматурги и критики.

Честно говоря, я предполагала, что и спектакль «Сон в летнюю ночь», который идет в «Гоголь-центре» как раз в эти дни, с 3 по 8 июля, превратится в стихийную Акцию солидарности. Но на улице Казакова было спокойно: никаких пикетов и плакатов, никаких телекамер, только одинокая полицейская машина дежурила возле входа – кажется, ожидали каких-то высоких гостей. Не знаю, смотрел ли спектакль следователь, но зрители наверняка оценили масштаб и стоимость этой впечатляющей постановки, в которой заняты все артисты «Седьмой студии».

Действие происходит в трех разных локациях: в большом зале построена  стеклянная веранда, на которой выясняют свои отношения божественные хозяева леса – Оберон и Титания, фойе второго этажа превращается в школьный класс, где во время выпускного вечера резвятся влюбленные молодые герои, а потом – в кабинет психоаналитика, где вскрываются болезненные подробности супружеских отношений  Тезея и Ипполиты (тут используются цитаты из «Укрощения строптивой» и текст драматурга Валерия Печейкина).

А в финале все поднимаются на сцену, где выступают со своим любительским спектаклем работяги-мастеровые.

И тут снова – уже в третий раз – на моих глазах происходит чудо. Дурацкая комедия о Пираме и Фисбе, над которой мы только что хохотали, вдруг превращается в настоящую трагедию и соединяется с плачем Монтеверди в исполнении Светланы Мамрешевой. А зрителей приглашают вращать вместе с актерами поворотный круг – круг жизни, и все вместе мы становимся участниками какого-то тайного ритуала, исполнителями воли судьбы, предписанной свыше.

Спектакль Серебренникова поражает своей амплитудой – от шаржевых, карикатурных сцен, грубости и эпатажа до возвышенных, почти мистериальных эпизодов. Отношения мужчины и женщины – главный сюжет этого «Сна» – здесь проходят все стадии от юношеского  робкого влечения и плотской страсти до неуправляемого чувства, внушенного жестокими богами, которые с легкостью играют людьми, используют их в своих целях, чтобы потом выбросить на помойку.

Будет, наверное, натяжкой сравнивать коварство богов с поступками нынешней власти, которая по своей воле то благосклонно поощряет комедиантов (напомним, что гранты на «Платформу» выделялись по личному указу президента), а потом бросает в тюрьму ставших неугодными деятелей культуры. Но для театрального сообщества очевидно, что преследование бывших сотрудников «Седьмой студии» – это заказ, направленный на устрашение слишком смелых и независимых режиссеров, что хищения миллионов происходят не там, где делается искусство, а если в театре и происходят нарушения буквы закона, то из-за нелепости этих самых законов, связывающих директоров по рукам и ногам.

На четверг, 6 июля, назначено рассмотрение апелляция по делу Алексея Малобродского. Адвокаты и коллеги, чьи ходатайства и поручительства будут переданы суду, просят избрать для него меру пресечения, не связанную с арестом. А сам Алексей Аркадьевич, похоже, больше всего обеспокоен, как все это дело скажется на его репутации и добром имени – том немногом, что он заработал за годы, отданные театру.

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.