В Мире Театра!

Театрам кукол подарили новый фестиваль

Московский фестиваль объединил 14 спектаклей театров кукол из России и ближнего зарубежья. Часть спектаклей из фестивальной программы хорошо знакома столичным зрителям. Так, музыкальный театр «Ученый медведь», первопроходцы жанра фольклорного семейного спектакля, выступил с давней своей постановкой о Григории Победоносце «Сказ о Егории Храбром». 

Благотворительный бренд «Летающие звери» совместно с театром «МюрегО» привезли из Санкт-Петербурга спектакль «Легкий слон», который обычно можно увидеть на сцене детского театра «Домик Фанни Белл» в Саду Баумана. А, например, «Легенда о драконах» Творческого объединения «Таратумб» часто идет на сцене театрального центра «Среда», ставшего одной из основных площадок фестиваля.

Самыми ожидаемыми гастролями в рамках фестиваля стал приезд «Одиссея» из частного детского театра «Karlsson Haus» (Санкт-Петербург), участника фестиваля «Золотая Маска». Этот кукольный спектакль Алексея Лелявского для детей от 12 лет никто бы не осмелился назвать «детским». Тут и близко нет примитивности смыслов, сюсюкающих интонаций, банальности.

Режиссер из Минска, приглашенный для постановки в Санкт-Петербург, известен своей художественной честностью и бескомпромиссностью. «Одиссей» передает героический эпос бытовым языком, но делает это, безупречно укладываясь в звуковую и ритмическую партитуру. Тот самый случай, когда спектакль уместно сравнивать с музыкальным произведением, где каждый шаг, каждый звук выверен и занимает свое место на нотном стане. Живой план в нем органично соседствует с кукольным. Актеры Алексей Шишигин и Михаил Шеломенцев мастерски удерживают внимание крохотного зала. Куклы рук Александра Вахрамеева, их лаконичность, символизм цветов тоже работают на общую идею спектакля, который получился очень лиричным, дышащим живой режиссерской фантазией.

Были в программе «Моста» и совсем редкие гости: Театр «Да-да!» из Кисловодска, Театр кукол «Кит» из Балашихи, «Летучий театр» из Сургута, который привез модную нынче этническую постановку. На спектакле «Хантыйские сказки» Анна Шарова и Виктор Евдокимов рассказывали истории зрителям от 4 лет, подражая манере народных сказителей. Сказки эти существуют на границе с мифом, объясняя, например, появление месяца на небе, одушевляя природные явления, облачая народную мудрость в простой рассказ.

Истории было любопытно услышать и взрослым, ведь остроумный фольклор северных народов  у нас все еще недостаточно популярен. Куклы и декорации к спектаклю выполнены в нарочито примитивной манере, грубо вытесаны из деревянных брусков или слеплены в технике папье-маше. Главные герои укутаны в лоскутки ткани, украшены нитями и бусинами из старинного сундука. Но актерам, несмотря на несколько наивную манеру игры, удалось создать атмосферу рукотворного волшебства, передать суть мировоззрения, в котором каждый камень, каждый солнечный луч скрывает в себе всемогущего духа.

Триумфально завершил фестиваль спектакль «Беру и помню» малоизвестного театра «Кит» из Балашихи – потрясающие и неожиданное открытие! Постановка рассчитана на детей от 9 лет, но временами казалось, что мамы получают от нее удовольствие большее, чем юная аудитория. Спектакль сделан по прозе Людмилы Улицкой, опирающейся на письма и воспоминания детей войны и послевоенного периода. Своей атмосферой, да и лаконичным художественным решением (один стол, тканевые ширмы, компактный реквизит да набор плоских кукол) он напомнил нашумевший спектакль «Когда я снова стану маленьким» Евгения Ибрагимова по прозе Януша Корчака.

«Беру и помню» состоит из ряда коротких историй в представлении двух актеров – Юрия Орлова и Веры Коюшевой. Они рассказывают о том, как голодный мальчик ходил продавать леденцы, да не выдержал, перепробовал все; о том, как девочка подружилась с японскими военнопленными и те подарили ей бабочку-махаона; как другой мальчик придумал играть с кирпичом как с танком, и не было лучшей игрушки во дворе… Спектакль разнообразен по технике, в нем есть и театр теней, и драматическая игра, и театр кукол, и документальная кинохроника, и рисованное видео. Но что самое интересное, в серьезное драматическое повествование режиссер Влад Костин вплел и элементы игры с залом, дав детям напрямую прикоснуться к эпохе, о которой идет речь.

После всех показов и торжественного закрытия фестиваля организатор фестиваля Дарья Архипова ответила на несколько вопросов:

- Даша, чем «Мост» отличается от других маленьких фестивалей детских театров?

- Ну, во-первых, у нас не просто фестиваль детских театров, а фестиваль театров кукол. В этом году получилось так, что в программе были спектакли 13 коллективов, плюс спектакль Театра Вкуса «Семейная пекарня», который не кукольный, но тоже нам очень нравится. Еще двое участников в последний момент не смоги приехать. Второй важный момент состоит в том, что нам удалось создать атмосферу дружеского общения и обмена опытом. Это, я считаю, для такого рода мероприятий самое главное. Все театры имели возможность бесплатно посетить спектакли друг друга, потом в нашем буфете в течение дня они встречались, обсуждали, что понравилось или нет. Даже у меня дома все собирались один раз и в неформальной обстановке общались на профессиональные темы.

- Я увидела постановки очень хорошего уровня. Кто занимался отбором?

- Спектакли отбирала я, многие из них – участники престижных фестивалей. Наш театр, «Тут и Там», например, в этом году посетил 4 крупных театральных фестиваля со спектаклем «Серебряное копытце». Кого-то из участников я знаю лично уже давно, например, театр «Кит» из Балашихи наши большие друзья. Мне помогал с организацией Виталий Хитров, мой коллега по агентству «Kids Time» и исполнительный директор KudaGo.ru. Фактически, мы организовали фестиваль за месяц, может, чуть больше. Придумали его в мае, а непосредственно занимались с конца августа.

- В фестивале приняли участие несколько иногородних театров кукол. Вы смогли принять всех на собственные средства?

- Да, мы все организовывали сами, оплачивали дорогу, селили. Кто-то из фестивалей получает гранты, кто-то находит спонсоров, мы пока сделали ставку на продажу билетов. И влезли в долги, конечно. В последний момент объявляли дополнительные показы, если видели, что билеты хорошо продаются. Все же коллективы частные, понятно, есть гастрольные расходы, которые надо как-то отбивать. Но в общем, мы ставили перед собой не коммерческие цели, нас сейчас волнует задача формирования сообщества.

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.