В Мире Театра!

Территория танца. Экологические беженцы, инсталляция памяти, танцевальное аутодафе в программе «Территории-2015»

Компания французского хореографа Рашида Урамдана  L'A. везет на «Территорию» спектакль 2012 года «Сфумато». В 2010 году в рамках российско-европейского проекта «Интраданс» Урамдан ставил спектакль «Борщевик» на компанию Ирины Брежневой из Кирова.

«Мне было интересно проверить, насколько жизнеспособно то, что я делаю, на новой аудитории, – говорил Урамдан. – Я принципиально сделал то, что делаю обычно. Группа из Кирова не сильно отличается от компании из предместья Парижа. Я всегда пытаюсь изменить уровень чувствительности труппы и зала и не всегда иду легкими путями».

По моим ощущениям 2010 года, зрелищности в «Борщевике» было столько же, сколько в наблюдении за закрытыми глазами спящего человека, спектакль прошел несколько раз в рамках проекта. Восприятие танца, мое в том числе, с тех пор изменилось, и, возможно, «Сфумато» – еще один шанс победить время и смерть, тем более что в программке заявлено обращение к экологическим проблемам задымлений, загрязнения воздуха, исчезновения жилых территорий и трудности обживания новых мест (в спектакле используется текст Сони Кямберто «Короткая тайга»). Обращаясь к технике изображения туманных  очертаний, Урамдан создает серию размытых хореографических полотен, на которых контуры тел растворяются.

Популярность книг Лемана «Постдраматический театр» и Фишер-Лихте «Эстетика перформативности», по-разному, но активно прочитанных, позволяет сейчас российским фестивалям привозить спектакли, активно исследующие перформативность, тематизирующие темпоральность, то есть временную сущность явлений. Смог мегаполисов, окутывающий фигуры на сцене, – тоже участник танцевального перформанса, эстетизирующего сводки экокинофестивалей, журналов о ресайклинге и отчетов всемирного фонда охраны природы. Сфумато – это и пыль, поднятая гигантскими ураганами, порожденными вмешательством в природные циклы. Ураган танцует литовская танцовщица Лорета Юодкайте, несколько лет назад влившаяся в коллектив Урамдана. Суфийские кружения – фирменный прием Лоры, она кружилась и в своем литовском моноспектакле «Саламандра» Масальскиса. Кружения Лоры –  действительно завораживающие и неправдоподобно долгие.

Когда и где: 2,3 октября, 20 часов на сцене Театра Наций

Проблематика памяти активно разрабатывается современным искусствоведением и волнует мир современного танца. Исследователь Пьер Нора пишет: «Память как таковая «находится в процессе постоянной эволюции, она открыта диалектике запоминания и амнезии, не отдает себе отчета в своих последовательных деформациях, подвластна всем использованиям и манипуляциям, способна на длительные скрытые периоды и внезапные оживления. Память в силу своей чувственной и магической природы уживается только с теми деталями, которые ей удобны. Она чувствительна ко всем трансферам, отображениям, запретам или проекциям. Память укоренена в конкретном, в пространстве, жесте, образе и объекте. Андреа Олсен писала, что «наша история хранится в нашем теле: эволюционные паттерны движения, рефлексы человеческого развития и личный опыт. Когда мы позволяем себе отдаться движению, появляется бесконечное разнообразие».

Танцовщица, хореограф и основательница брюссельской школы современного танца P.A.R.T.S. Анна Тереза де Кеерсмакер в сути своих работ всегда обращается к памяти тела, изучая, что тело запоминает из повседневности, реагируя на вызовы текущей жизни, что хранит генетически, как перемешиваются атавистическая и оперативная память в телесном высказывании: «Наши тела хранят в себе память всего человечества, в танце ощущаешь силу всех слоев тела». «Фрагмент бесконечности» – совместный проект фестиваля «Территория», Московского музея современного искусства и Французского института, созданный французским художником Лораном Перно и хореографом Анной Абалихиной, давно интересующейся синтезом танца и медиа-технологий. (3,4, 7,8  октября, 19 часов, ММОМА на Петровском бульваре, 9).

Перформанс-инсталляция посвящен темам памяти и забвения, как и «Потерянный рай» костромской компании «Диалог Данс» в постановке бельгийского хореографа Карин Понтьес – спектакль об ушедшем детстве, о «крылатых качелях», на которые важно успеть вскочить, чтобы вернуть потерянный рай детства (8 октября, 17 и 20 часов, Малый зал Театра Наций).

Для московского театра «Балет Москва» Рашид Урамдан поставил спектакль «Удерживая время», мировая премьера которого состоялась 1 июля на французском фестивале «Монпелье-данс-2015».  Время как момент и время как бесконечность: философы всех времен писали об этом, современные хореографы отмечают среди них француза Анри Бергсона:

«Промежуток времени существует только для нас в силу взаимопроникновения состояний нашего сознания» (из «Опыта о непосредственных данных сознания»).

Ритмическими циклами Урамдан пытается очертить для времени круг, за который оно не сможет выпрыгнуть, убежать, заклинает его хореомузыкальными обрядами, чья власть, иронизирует время, очень ограниченна, указывая на хронометраж спектакля. Но все же это битва, равная богам, на которую можно смотреть в рамках репертуара «Балета «Москва», а это уже победа над разовым фестивальным показом.

Когда и где: 5, 6 октября, 20 часов, на сцене Центра им.Мейерхольда

В рамках обменного года России и Финляндии в сфере современного танца на «Территорию» едет компания Теро Сааринена со спектаклем «Превращаемые». Это профессиональное и зрелищное исследование времени и пространства танцем. Витые веревки из колосников летят вслед за побеспокоившим их телом. Замедления и ускорения форсированы и графичны. В музыкальную ткань композитор Эса-Пекка Салонен вплел колокольный звон – по трейлеру показалось, что Сааринен, отмечающий приближающееся 50-летие, 30-летие на сцене и 18 лет существования компании, размышляет о танцевальном аутодафе. В выбранной для спектакля музыке Сааринен оценил переходы от агрессии к нежности, присущие, по его мнению, мужской чувственности:

«Мы стремились показать безграничность выразительной силы человеческого тела, освободительное движение».

Когда и где: 6 октября, 20 часов, на сцене Театра наций

http://www.teatral-online.ru/news/14290

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.