В Мире Театра!

Трамвай в никуда. В Малом театре поставили Теннеси Уильямса

Знаменитую пьесу великого американского драматурга Теннеси Уильямса поставил Сергей Потапов. Согласие на его режиссерский дебют в родном театре (Потапов – один из самых востребованных артистов молодого поколения труппы) дал Юрий Соломин. Репетиции длились полтора года, результат можно увидеть «на Ордынке», на Малой сцене.

Пьеса Уильямса не сходит с репертуарных афиш по всему миру, – крепкий «бродвейский» сюжет, понятная тема (столкновение мечты и реальности, хрупких надежд и грубой силы), простор для актерского самовыражения. Исполнители главных ролей  работают  очень достойно, ориентируясь на  распространенные представления о своих героях и знаменитый фильм с Вивьен Ли и Марлоном Брандо.

Экзальтированную Бланш Дюбуа играет Елена Харитонова, ее мучителя Стэнли Ковальски – Сергей Потапов, простоватую Стеллу – Ольга Абрамова (в очередь с Лидией Милюзиной). Грубоватая приземленность и быдловатое хамство первого, дешевое кокетство и нервический надрыв второй, излишняя хлопотливость и услужливость  третьей, – характеры хорошо известны и узнаваемы. Есть еще четвертый важный персонаж – Митч в блестящем исполнении Михаила Фоменко. Актер не боится  показать своего героя комичным, –  растерянным «увальнем», полным неуместной, неуклюжей нежности. Его жалеет зритель едва ли не больше, чем доведенную до крайности Бланш. Елена Харитонова в знаковой для себя роли также достойна похвалы и зрительского  внимания – она играет хрупкую душу, уходящую натуру, а если мыслить глобально, то и человеческую уязвимость. Мокрые от слез глаза, трясущиеся руки, при этом гордая прямая спина аристократки.

В спектакле четко объяснена причина нервных припадков  и подступающего безумия Бланш. Это не подмоченная репутация, не потеря имения «Мечта», не даже грубое подчинение Стенли. Ее всю жизнь преследует самоубийство  мальчика-мужа, которого она случайно увидела в объятиях другого. Звук выстрела она слышит  в любой музыке, бледный призрак ищет в каждом мимо проходящем юноше.

Потапов очень внимательно прочитал все ремарки Уильямса: перед зрителем  на сцене – ожившая иллюстрация захудалой окраины Нового Орлеана с «порченой атмосферой» и  разлитым в воздухе «хмелем жизни».  Глухо откуда-то из-за стены звучит американский джаз. Двухэтажная конструкция домика, в котором живут Стэнли и Стела, вот-вот рассыплется. Железные кушетки-кровати, грязная штора вместо перегородки, дешевые наряды Бланш, висящие прямо на гвоздях, «голые» лампочки. Настоящая берлога, тупик, из которого не вырываться. Неслучайно в финале, когда Бланш уводят в сумасшедший дом, ее вроде бы сначала «всем довольная» сестра закрывает лицо руками и истошно кричит. Здесь всем, кроме победителя Стэнли, мучительно и одиноко. И выхода  нет.  Спектаклю определенно есть куда расти, но его глубокий тон и горький посыл (пьесу Уильямса здесь играют как трагедию безнадежности) четко обозначены и понятны. А внятность  в сегодняшнем театре – редкое достоинство.
 
 

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.