В Мире Театра!

Юрий Норштейн: «”Союзмультфильму” нужен человек, желающий восстановить студию, а не цапнуть денег»

Режиссер анимационного кино, художник-мультипликатор Юрий Норштейн сообщил в интервью РИА Новости о том, что в ближайшее время аниматоры хотели бы встретиться с президентом для обсуждения проблем и путей восстановления киностудии «Союзмультфильм», которая за последние годы неоднократно сообщала о смене руководства. «Театрал» дозвонился Юрию НОРШТЕЙНУ и узнал, о чем именно профессиональное сообщество собирается говорить с президентом. 
 
– Юрий Борисович, расскажите, пожалуйста, что происходит со студией «Союзмультфильм»? Почему мы постоянно слышим в новостях о кадровых перестановках?  
– Проблема в том, что Министерство культуры направляет туда (в студию. – «Т») руководство по принципу кумовства. С моей точки зрения, министру наплевать на саму студию – главное, чтобы всюду сидели свои люди. Это руководство приходит и первым делом берется за зарплаты. Но коллекция, из которой они извлекают доходы, делалась не ими, она делалась нами и предыдущими поколениями художников и режиссеров, поэтому и смотреть на нее надо не как на личные винные погреба, а как на элитную интеллектуально-творческую продукцию, созданную студией в течение десятилетий.
 
Сегодня очень живы слова Маяковского: «Нынче обнажают зубы, если только чтоб хватить, чтоб лязгнуть». Этот принцип сейчас господствует на киностудии «Союзмультфильм» и, если ничего не изменится, будет господствовать там и дальше. Поскольку когда человек невежда, он может перекрыть свое невежество только нахрапистостью. Когда они говорят, что сейчас сделают из того, что осталось от «Союзмультфильма», крутую студию, доверять этим словам нельзя – они не стоят ни копейки.
 
 Какой руководитель, на ваш взгляд, необходим студии, чтобы она могла полноценно восстановиться? 
 – Это должны быть наши люди, а не назначенцы Министерства. Когда я говорю «наши», я имею в виду не таких, которыми мы могли бы руководить, как кукловоды. Я имею в виду людей, одержимых творчеством и желанием возродить студию. Речь идет именно о том, чтобы у руля стоял просвещенный человек, который находится в пространстве понимания проблем студии и настроен ей помочь, а не цапнуть денег.
 
 С чего следует начать реформирование? 
– В первую очередь, необходимо выстроить план наполнения студии творчеством. В него должно войти создание творческого корпуса. Без авторитетных художников там будет царить произвол и «легкотрудные» попытки привлечь недавних студентов, которые хотя уже и прошли курс обучения, но пока еще мало что могут.
 
Должен сказать, что во все времена появляются талантливые личности. Если говорить о студии 50-летней давности, то тогда таким ребятам было где приложить свои творческие силы – они приходили на уже взрыхленную почву, где царил творческий дух. Сейчас это исчезло. Да и талантов, как вы понимаете, всегда немного. В целом же, мультипликация – это набираемое искусство, оно нарабатывается и отдельным человеком, и всем творческим корпусом.
 
– Получается, в первую очередь, необходимо подготовить молодых специалистов? 
– Да, для этого нужно открыть двухгодичные курсы и провести сразу три набора. Особенно важно открыть курсы мультипликаторов, поскольку пока еще есть настоящие мастера, которые могут передать свой опыт следующему поколению. Скоро их вообще не останется, и тогда просто прервется генетическая цепочка. Это очень серьезно.
 
Три года назад в студию по моей рекомендации пришел Михаил Алдашин и стал ее художественным руководителем. При нем только-только начало возрождаться понимание, что такое мультипликационный кинематограф. Алдашиным были приглашены талантливые люди, и результат этой работы не заставил себя долго ждать: на последнем Суздальском фестивале анимационного кино несколько фильмов получили премии. Однако процесс снова остановился. (Контракт с Михаилом Алдашиным действующее руководство не продлило.  – «Т»).
 
Между тем, только непрерывное движение вперед, медленная поступь могут дать студии одушевление. Для этого нужно время, и его нельзя сократить. Нельзя прямо сейчас требовать, чтобы студия каждый год выдавала определенное количество фильмов.
 

 Сейчас существует запрос на полнометражное мультипликационное кино. Выдвигает ли министерство такие требования? 
– Да, нам постоянно говорят, что нужно снимать массовое кино, полнометражное кино. Конечно, нужно полнометражное. Но до него надо еще дозреть. Даже в период расцвета студии около 90% фильмов были десяти- и двадцатиминутными. Появление полнометражного фильма было очень серьезным предприятием, предполагающим мощные усилия, требующие таланта, интеллектуальных ресурсов и финансовых средств. В итоге создавались изумительные фильмы, но их делали режиссеры и художники-мультипликаторы, которые до этого прошли очень сильную школу.
 
А сейчас студия просто не может выполнить то, что от нее требуют – настолько она разрушена и бескровна. Сейчас она может только выпускать очередной десяток бездарных фильмов, бездарно прожигая деньги, чтобы бездарное руководство могло отчитаться перед своим начальством о проделанной работе и дальше питаться доходами от старой коллекции, считая, что делает это на законных основаниях. Зато президенту доложили…
 
– Есть хотя бы один полнометражный фильм, вышедший за последнее время, который вы могли бы полностью одобрить? 
– Боюсь, что нет. Ничего из того, что я видел и вижу. Мне постоянно рассказывают, какой у этих фильмов коммерческий приток, но для меня это не имеет никакого значения. Да, коммерческий приток. Но какой интеллектуальный отток и какое творческое падение… Из-за этого мы теряем зрителей. Детскую аудиторию ведь очень легко потерять. Если до пяти лет ходить за ребенком по пятам и выполнять любое его желание, то в шесть он уже будет негодяем. Чтобы ребенок вырос нормальным, на мой взгляд, ему необходимо прививать любовь к труду. То же самое касается и эстетического воспитания. Если сейчас мы зададим детям, которые смотрят наши фильмы, «кривое» эстетическое направление, в 15 лет они будут выбирать соответствующие темы.
 
– Для восстановления студии потребуются финансовые ресурсы. Какой должна быть система финансирования? 
– На мой взгляд, поначалу студия должна существовать как очень мощная организация с государственной поддержкой. Тендер в нашей сфере, я считаю, вообще должен быть истреблен, так как все, что он провоцирует, это кумовство и ненависть одного человека к другому, потому что, если дали деньги одному, значит, не дали другому.
 
В докладах президенту писали, в частности, о том, что нашли для студии новое помещение. Но дело ведь не в помещении. Мы когда-то делали фильмы и не в самых хороших условиях. Дело в том, что тогда было обеспечено главное – мы не бегали за деньгами, необходимыми для творческого процесса. Это стыдно – стоять в очереди с протянутой рукой.  Выделите нам средства, дайте свободу создать курсы, оставьте нас в покое лет на пять – и дело поправится.
 
Если студия разовьется, тогда она может быть акционирована. Но только после того, как у нас появится коллектив, у которого есть и профессионализм, и честь, и достоинство, коллектив, который способен себя отстаивать и защищать.
 
Такие условия должны быть созданы, чтобы студия могла почувствовать себя достойным представителем тех, кто трудился в ней раньше и кого уже нет на свете.

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.