В Мире Театра!

В столицу мюзиклов пришел «Дубровский». Сила любви и русского бунта

Екатеринбург мюзиклами, казалось, не удивишь. Однако признанная столица популярного сегодня в России жанра все-таки заволновалась. И прежде всего потому, что в новом проекте продюсерской группы известного композитора Кима Брейтбурга очень многое впервые и – уникально.
 
Впервые инициатива появления нового спектакля «легкого жанра» в екатеринбургской афише возникла «сверху» – идея постановки мюзикла «Дубровский» принадлежит министру культуры Свердловской области Павлу Крекову. Он не только «крестный отец» проекта, но и главный «меценат»: создание спектакля стало госзаказом для одной из самых активно развивающихся музыкальных организаций региона – Свердловской государственной академической детской филармонии.
 
Свердловская детская филармония – действительно явление в культурной жизни России эксклюзивное. И, хотя сам формат филармонического направления для детей, сегодня скорее тенденция, однако не каждое такое образование обладает столь мощной материально-технической базой и творческим потенциалом, на основе которых и стало возможным появление в столице Урала подобного проекта. Прекрасное здание в центре города с уже протоптанной к нему «детской тропою», многочисленные и весьма успешные коллективы юных талантов, в работе которых классическое и современное музыкальные направления успешно сочетаются и, главное, – открытость эксперименту, который может дать развитие новому направлению в деятельности самой филармонии.
Именно таким и стал для нее «Дубровский».
 
Спектакли по этому мюзиклу уже ставились в разных городах России и даже – в других странах. Свои версии «Дубровского» идут в музыкальных театрах Новосибирска, Симферополя, Оренбурга и Минска (к слову, именно там состоялась первая встреча всех авторов проекта, и начался переговорный процесс, результатом которого стала премьера в Екатеринбурге). И каждый раз это был новый вариант мюзикла – и не только потому, что его осуществление шло с участием разных коллективов и исполнителей: зачастую это просто были иные постановочные трактовки, соавторские режиссерские интерпретации.
 
«Дубровский» на Урале впервые вышел в авторской концепции – как материал и как продюсерский проект.
О своей «школе мюзикла» Ким Брейтбург и его коллеги не только мечтают уже давно, а вполне успешно ее реализуют. Ведь кастинг и репетиционный процесс постановок сценических сочинений известного композитора и продюсера вполне сопоставимы с мастер-классами. У ведущих их педагогов – Валерии Брейтбург (вокал) и Николая Андросова (хореография) – свой стиль, узнаваемый и колоритный. Но, если в театрах других городов и при постановке других сочинений Брейтбурга (здесь к географии постановок следует добавить, к примеру, Красноярск, Нижний Новгород) доминировал принцип совместности – точнее, совместимости проекта с уже существующей труппой реального театра и его технических возможностей, его творческих сил и репертуарных вкусов, то в Екатеринбурге коллектив продюсерской группы Брейтбурга впервые получил возможность поставить свой мюзикл, как говорится, с «табула раза» (с «чистой доски»).
 
Формат детской филармонии изначально гарантировал авторам спектакля исполнителей, чей опыт сценических постановок не отягощен прежним солидным и подчас мешающим театральным опытом. И хотя в кастинге проекта «Дубровский» принимали участие не только «люди с улицы», но и студенты музыкальных и театральных учебных заведений Екатеринбурга, филармоническая атмосфера свободного студийного сообщества позволила собрать на спектакль состав, который максимально отвечал бы представлениям авторов о своем произведении. И, конечно, впервые позволил поставить мюзикл в полном объеме не измененных и не интерпретированных сторонними вариациями текста и музыки.
 
Говорить о том, что Ким Брейтбург отменный мелодист, и, как композитор, обладает прекрасным чувством персонажа – будь то эстрадный исполнитель, или актер, наверное, излишне. Его отданная под голос песня – всегда образ, который без дополнительных приладок ложится на вокальную и внешнюю фактуру певца-артиста. И поэтому номерная структура его мюзиклов воспринимается как единая линия поступательного вращения калейдоскопа, в результате перемешивания фрагментов-зарисовок в котором складывается яркая и четкая картина музыкального сюжета.
 
Доминанта «Дубровского», честно ведомого Кареном Кавалеряном тропою Пушкина, – тема русского бунта. Актуальная сегодня в той части его идеологии, что неизменно предупреждает всех врагов – и внешних, и внутренних: не будите спящего медведя. Русский человек поклоняется признанному им царю или барину, но лишь до определенного предела – и тогда уже о прекраснодушии и речи нет, берегитесь! И поэтому так эффектны музыкально и сценически (с использованием современного визуального оборудования) эпизоды с крепостными Дубровского, ставшими лесными разбойниками. Н. Андросов, в чьем творчестве сильна тема народного танца, фольклорной хореографии, выстраивает миниатюры-сюиты, лексика которых удобна для артистов-неофитов и хорошо считывается молодежным зрителем, имеющим навык смотрения современных эстрадных шоу и различных музыкальных телепрограмм. А умелое руководство В. Брейтбург, участницы творческих групп таких телевизионных музыкальных проектов как «Народный артист», «Секрет успеха», «Фактор А» и  главного хормейстера «Битвы хоров», прививает исполнителям народных сцен в екатеринбургском «Дубровском» интонации шоу, добиваясь на выходе энергетики «толпы» и того самого бунта. Возможно, больше пугачевского, но тоже – пушкинского.
 
Линия любви (Дубровский и Маша) в противовес его жесткой ритмике ударных и стилю тяжелого рока – прозрачная, лирическая, близкая по мелодике к народной песне (надо сказать, что композитор умело и кстати использует приметы русского музыкального фольклора в ткани спектакля). Сольные сцены и дуэты главных героев – тот контрапункт, который отражает тему противления света силам темным и агрессивным. Противления, но не победы. Нет необходимости напоминать, что Дубровский опоздал, и Маша успела быть обвенчанной с неравным и нелюбимым. 
 
Авторы мюзикла чуть-чуть утрируют финал, доводя противостояние музыкальных тем до трагедии: пушкинский Дубровский, потеряв Машу, сгинул где-то в отчаянии, Дубровский в спектакле тяжело ранен и погибает от выстрела князя Верейского.
 
Наверное, это тоже примета времени, не терпящего многоточий и недосказанности.
Собранный в проекте исполнительский состав кажется идеально подходящим для задач, поставленных авторами мюзикла. Мюзикла – как проявления современной молодежной культуры, типажей. Они все органичны и, дай Бог долгой жизни проекту, будут расти вместе «Дубровским». 
 
Изюминка екатеринбургской постановки – его звучание, в авторскую оркестровку которого влился струнный ансамбль скрипачей Детской филармонии: дань традиции бальных оркестров и сценический выразитель (исполнитель) музыкальных тем и лейтмотива мюзикла. Очаровательные ребятишки в возрасте от 10 до 18 лет, чья работа в спектакле позволяет ему обрести не только качество живого звука, но и симфонические интонации, которые тоже стали сегодня приметой современного эстрадного мышления.
 
Точно в жанре работают юные артисты филармонического Ансамбля танца «Улыбка» – коллектива с почти сорокалетней историей, обладателя многих призов международных фестивалей. Это их энергетикой, их увлеченностью и верой в авторов постановки пронизаны все массовые и жанровые сцены спектакля. 
 
Однозначно прежде Свердловская детская филармония не бралась еще за реализацию столь масштабного проекта. Чего стоят прекрасные, со вкусом разработанные и пошитые с настоящим театральным качеством (и явно дорогие) костюмы, оригинальный грим, парики и живые 3D-декорации в авторстве известного театрального сценографа Валентина Федорова, главного художника театра оперы и балета Республики Чувашия (Чебоксары)…
 
Идея создания детского театра мюзикла сформировалась в концепции развития филармонии уже несколько лет назад, но в реальности трудно было назвать театром два музыкальных спектакля (сказки) для детей. Появление К. Брейтбурга и его команды придали идее размах и качество реального молодежного музыкального театра. Об этом на предворявшей премьеру пресс-конференции говорила директор Свердловской государственной академической детской филармонии Людмила Скосырская, уверенно ведущая свои коллективы по пути развития современных и актуальных молодежных проектов. И это тоже – счастливое совпадение.

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.