В Мире Театра!

В Театре Табакова вышел политический триллер. Варварский мир

На сцене Театра под руководством Олега Табакова – премьера  спектакля Адександра Марина по роману нобелевского лауреата Джона Максвелла Кутзее «В ожидании варваров». Это первая в России инсценировка главного произведения южноафриканского писателя, которое нобелевский комитет назвал «политическим триллером». В нем поднят болезненно актуальный в вопрос: как вести себя с неожиданными гостями – дружить или защищаться?
 
В центре событий – конфронтация некоего Поковника (Александр Фисенко) и условного Судьи (Андрей Смоляков). Первый уверен, что в неназванную Империю  вторгаются враги (коренные народы на границе якобы жаждут напасть), второй – что никаких врагов нет, варвары безобидны и им стоит помочь. Показательные экзекуции нескольких человек, случайно захваченных Полковником, наводят Судью на мысль, что законы Империи абсурдны и жестоки. Он берет в дом ослепшую от пыток молодую варварку (Яна Сексте). Его обвиняют в измене. 
 
Александр Марин выводит на первый план тему паранойи, охватившей имперское общество. Условное «Третье отделение» придумывает врага  («варвары ни на кого нападать не собираются») и творит беззакония на собственной территории. Затем правительство неизбежно агонизирует, но сотен тысяч невинных жизней уже не вернуть. Как и не излечить искалеченные души тех, кто не другого мира, кроме военного.
 
В спектакле много пластических этюдов: в основном, они служат метафорами страшных пыток над варварами. Реже – отражают странную страсть между Судьей и его подопечной.
 
Из безоговорочных плюсов постановки – работы Смолякова и Сексте. «Первачи» труппы находят оправдания своим героям. В их исполнении Судья и варварка не так однозначны, как может показаться с самого начала. В каждом из них очевидны характер и умение любить. Но также очевидны злость, сомнения и греховные помыслы. Все остальные роли (представителей Империи и варварского племени) в спектакле отданы молодежи, выпускникам Школы Олега Табакова, а ныне – артистам стажерской группы театра.
 
Любопытна сценография, обусловленная размерами сцены, но при этом  самодостаточная, яркая. Две «враждующие» стороны отделяет друг от друга передвижная стена. Она покрыта серым пеплом, который постепенно смывается. Сквозь грязноватые разводы проступают «наскальные» рисунки – по слухам, это реплики тех, что были обнаружены в  пещере Шове, во Франции, и чей возраст – 30 тысяч лет. Сценография «работает» на общую идею – все повторяется, из века в век люди бессмысленно истребляют друг друга. 
 
«В ожидании варваров» – спектакль-предостережение. Он может показаться  излишне морализаторским (посыл прозрачен с первых минут действия: делить людей на «наших» и «не наших» – опасный шаг в сторону фашизма) или весьма прямолинейным. Однако в злободневности ему не откажешь.

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.