В Мире Театра!

Валерий Фокин: «Это наше хроническое заболевание»

В пятницу в Большом театре состоялся круглый стол, посвященный современному осмыслению исторического опыта Дирекции императорских театров: в этом году исполняется 250 лет с момента возникновения дирекции и 300 лет с рождения первого директора Александра Петровича Сумарокова.

В круглом столе приняли участие директор Большого театра Владимир Урин, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, а также руководители нескольких ведущих российских театров и директор Театрального музея им. Бахрушина Дмитрий Родионов. Модератором встречи выступил театровед, доктор искусствоведения Дмитрий Трубочкин.

Несмотря на заявленную тему, многие деятели театра говорили о наболевшем, о том, что тревожит их в сегодняшнем дне.
Встречу открыл Валерий Фокин, отметив, что главный вопрос дискуссии – может ли управленческий опыт Дирекции императорских театров оказаться полезным в нынешних условиях.

– Мы живем в сложной экономической ситуации, к тому же, подвергаемся «артиллерийским наездам» со стороны всяческих министерств и ведомств, – отметил худрук Александринки. – Это действительно кошмар, я бы даже сказал, сумасшедший дом. Но нам надо оставаться здоровыми и уметь находить общий язык с «сумасшедшими». Нас не слышат, не понимают, делают вид, что не понимают. Но там же есть главврачи… Поэтому мы все равно должны стоять незыблемо на своих позициях. Это сложно, но других вариантов у нас нет.

Главное, на мой взгляд, чтобы государство понимало художественные задачи театра. Сегодня мы вспоминаем Сумарокова. В одном из писем он писал императрице: если вы хотите видеть театр сильным, просветительским, а не только развлекательным учреждением, нужно не жалеть на него средств. Абсолютно точно. Мы жалуемся на экономическую ситуацию, но она у  нас все время такая – это наше хроническое заболевание. Не нужно питать иллюзий, нужно в сложившихся условиях добиваться того, чтобы художественное было в театре во главе угла. Вариант только один – продолжать отстаивать свое дело. Надо защищать каждую пядь театральной земли.

По словам  директора Большого театра Владимира Урина, проблема заключается не столько в управлении федеральными театрами, подотчетными Министерству культуры, сколько в управлении региональными учреждениями.

 – Театры, значимые и социально и художественно, имеющие колоссальную историю, являющиеся частью культуры и, если хотите, национального достояния, сегодня отданы на откуп местным органам власти, – сказал Урин. – Мне кажется, это серьезная проблема. При всей идеологизации, которая имела место в советское время, тогда существовала осмысленная система финансового и организационного управления (министерство культуры четко знало, что в региональном театре работает такой-то худрук, такой-то директор, идет такой-то репертуар). Эта система, в принципе, рухнула.

Все, что сегодня написано в законах, не имеет никакого отношения к реальной жизни российских театров. Это каким-то образом касается федеральных театров Москвы и Петербурга и некоторых театров в крупных индустриальных центрах, где есть финансы. Жизнь остальных сведена к абсолютному абсурду, они находятся в ситуации выживания, когда деньги выделяются в лучшем случае на заработную плату (и то не полностью), а на самое  главное – производство спектаклей – не дается ни копейки.


То есть, в принципе, вся система, прописанная в законодательстве, сегодня в России на практике не существует. Вот где опыт объединения (руководителей театров. – «Т») – не идеологического, а осмысленного организационного и финансового – мог бы пригодиться.

Подробнее о том, что обсуждалось на круглом столе, читайте в материалах «Театрала» в ближайшее время. 

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.