В Мире Театра!

Вера Глаголева: Я сама — Кино

Вера Глаголева 31 января празднует юбилей - 60 лет. Но как все начиналось? Не имея профессионального образования, Вера Глаголева стала востребованной и популярной актрисой, а потом и кинорежиссером.

vera-glagolevaВера Глаголева родилась в Москве 31 января 1956 года в семье учителя физики и биологии Виталия Павловича Глаголева (1930—2007) и учительницы младших классов Галины Наумовны Глаголевой (1929—2010).

Семья жила около Патриарших прудов, на улице Алексея Толстого, в доме № 22/2 Наркомата путей сообщения, в квартире, которую получил дед Веры по материнской линии, работавший в 1930-е годы конструктором-изобретателем скоростных поездов. В 1962 году семья переехала в Измайлово. С 1962 года по 1966 год Вера Глаголева жила в ГДР.

В юности Вера занималась стрельбой из лука, стала мастером спорта, выступала за юношескую сборную Москвы и не думала о карьере актрисы.

Вера Глаголева - актриса

В кино Вера Глаголева снялась впервые сразу после окончания школы, в 1974 году. Она была замечена на «Мосфильме» ассистентом режиссёра фильма «На край света…». Вера согласилась подыграть актёру, пробовавшемуся на роль Володи, быстро выучила текст и вела себя очень естественно. В результате, была приглашена на главную роль. Режиссёр фильма Родион Нахапетов объяснял раскованность Веры тем, что она не стремилась к артистической карьере, а потому не волновалась.

Вскоре Вера Глаголева вышла замуж за Нахапетова и снялась ещё в нескольких его лентах: «Враги», «Не стреляйте в белых лебедей», «О тебе».

В 1986-м читатели журнала «Советский экран» назвали Глаголеву лучшей актрисой года — за роль взбалмошной журналистки Лены в фильме «Выйти замуж за капитана». Кого бы ни играла Глаголева, ее интонация доверительна, зритель безоговорочно принимает каждую ее героиню. Может, как раз и оттого, что природный ее талант не подвергся искусственной огранке.

Сквозь годы пронесла она неброскую, но такую редкую, изысканную индивидуальность. Ее героини сочетают в себе женственность и самостоятельность. Актерская карьера Глаголевой разогналась ко второй половине 80-х — в то время тема женской независимости была чрезвычайно актуальна.

«Неприкаянная и неустроенная молодая женщина с неженской профессией, беззащитная и ершистая, из тех, что превыше всего ценят свою независимость и от нее же втайне страдают, отчаянно нуждаясь в крепком мужском плече, — такова фотокорреспондентка Лена из фильма «Выйти замуж за капитана», самая известная роль Веры Глаголевой в восьмидесятые», — пишет киновед Наталья Сиривля в «Новейшей истории отечественного кино».

Дальше — больше. Кино 90-х не могло обойти вниманием новые лихие реалии и такой социальный типаж, как бизнес-вумен. Вера Глаголева сыграла банкиршу в фильме Тиграна Кеосаяна «Бедная Саша», наследницу судоходной империи в картине с замечательным названием «Женщин обижать не рекомендуется» (режиссер — Валерий Ахадов). А в фильме «Я сама» ее героиня решает взяться за оружие и отомстить убийцам мужа. Хрупкость облика Глаголевой создавала удивительный контраст с упрямством и смелостью этих женщин.

В 1990-м Глаголева дебютировала как режиссер с картиной про безработных актеров «Сломанный свет». В 2010-м вышел очередной фильм Глаголевой-режиссера «Одна война», посвященный закрытой в течение многих десятилетий теме советских женщин, родивших детей от немецких солдат в годы Великой Отечественной войны. Картина имела большой резонанс и была отмечена призами многих отечественных и международных кинофестивалей.

«Заслужить похвалу от людей, переживших войну, было особенно приятно, — признается Глаголева. — Сейчас и в литературе, и в кино появляются честные произведения о войне. И мой фильм в этом смысле отнюдь не является пионером. Картина, мне кажется, очень тактична. Мы никого не черним и никого не обеляем. Мы просто показываем, что было и такое».

vera-glagoleva2

vera-glagoleva3

vera-glagoleva6

Ну а в 2014-м Вера Глаголева сделала фильм «Две женщины» по пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Внимание к картине было привлечено задолго до премьеры. Состав исполнителей поражал еще на стадии создания фильма. Глаголевой удалось заманить звезд европейского кино: француженку Сильви Тестю, немца Бернда Мосса. А роль Ракитина исполнил Рэйф Файнс, известный поклонник русской классической литературы. Да и отечественные актеры собраны в картине первоклассные: Александр Балуев, Анна Астраханцева, Лариса Малеванная, Сергей Юшкевич, Василий Мищенко. «Месяц в деревне» мог бы стать важной вехой в актерской карьере Веры Глаголевой.

В 1977 году ее приглашал в свой спектакль на роль Верочки сам Анатолий Эфрос. Незадолго до того он снимал молодую киноактрису в своем фильме «В четверг и больше никогда». Однако от дебюта на сцене Театра на Малой Бронной Глаголева отказалась — испугалась ответственности.

«Тогда я не представляла себя театральной актрисой. Я была просто активным зрителем», — вспоминает она сегодня.

Позже Глаголева играла на сцене, в антрепризных спектаклях. Об отказе играть у Эфроса жалеет, но в целом считает, что с режиссерами ей как актрисе везло. И то правда — Глаголева снималась у Родиона Нахапетова (с его фильма «На край света…» началась в 1975 году ее жизнь в кино), Семена Арановича, Виталия Мельникова, Константина Худякова, того же Эфроса. Опыт работы с мастерами позволил самой однажды пуститься в режиссуру. Теперь фильмов Глаголевой ждут с большим интересом.

vera-glagoleva5

vera-glagoleva4

vera-glagoleva7

Вера Глаголева. Фото Максима Новикова / ИТАР-ТАСС
© В МИРЕ ТЕАТРА

По материалам портала Культура РФ.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.