В Мире Театра!

ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ: «У КАЖДОГО СВОЙ ЭТУШ»

Решением общественного совета Премии зрительских симпатий «Звезда Театрала» в нынешнем году лауреатами почетной номинации «Легенда сцена», присуждаемой за честь и достоинство, названы народная артистка России Алла Демидова (интервью читайте в ближайшее время) и народный артист СССР, ветеран Великой Отечественной войны Владимир Этуш. 

 

Награду артисты получат 5 декабря на большой торжественной церемонии в Театре им. Вахтангова (билеты – на сайтах bigbilet.ruticketland.ru и во всех театральных кассах города), а пока, по просьбе «Театрала», президент Театра им. Ермоловой Владимир АНДРЕЕВрассказал о своей многолетней дружбе с Этушем.

 

Недавно мы встретились на одном мероприятии.

– Что же ты мне не звонишь?! – первым делом спросил он.

– Володечка, я как ни позвоню, телефон не отвечает. Ни ты, ни Лена не подходите.

– Значит, ты звонишь, когда мы за рубежом. Ты должен угадывать, и нам надо успевать видеться друг с другом!





Успевать видеться… Как точно сказано. Жизнь ведь скоротечна. В молодости, несмотря на колоссальную занятость, оставалось время на дружбу. А сейчас… У него репетиции, у меня репетиции, а силы уже не те… Но все же Володя человек удивительной стойкости и целеустремленности. Я с радостью узнал, что в декабре он выйдет на сцену в новом спектакле.



Несмотря на все хвори, Володя верен профессии, как и театру, который он никогда не предавал.



Для меня он Володя Этуш. Он мне сам когда-то разрешил так его называть, и даже не то чтобы разрешил, а настойчиво предложил, несмотря на то, что он старше меня на семь лет. Но в нашем возрасте эта разница уже микроскопическая, исчезающий пустяк. Когда тебе исполняется 50, время делает странную петлю, и – оля-ля! – ты уже ровесник старшим друзьям, учителям и даже, страшно сказать, своим родителям.



Так вот, познакомились мы с ним давным-давно, году в 70-м, когда я снимал телевизионный фильм «Клоун» по произведению Виктора Драгунского, и там играл Этуш. До этого мы фактически не знали друг друга, и я был поражен, насколько он был скромен, насколько ответственно и строго относился к съемкам. Маяком для него был Леонид Енгибаров, такой грандиозный грустный клоун, если помните. Этуш, кажется, изучил все его творчество. И играл виртуозно!

Правда, дружба наша возникла лет двадцать спустя. Году этак в 92-м Володя увидел мой спектакль «Пропавший сюжет» (по Леониду Зорину), сказал очень теплые слова, а закончил свою речь двумя просьбами. Во-первых, немедленно перейти на ты, а, во-вторых, сыграть что-нибудь вместе.



Как тут откажешь! И мы охотно взялись за совместную работу. Я, Володя и Наташа Архангельская репетировали спектакль «Пат, или Игра королей», с которым позже объездили пол мира.



Однажды летели в Алма-Ату. Сели в самолет, и как только он взлетел, тут же к нам подходит женщина с маленькой девочкой и говорит:

– Ниночка, посмотри, вот живой Карабас-Барабас, – и показывает на Этуша.

Ребенок застыл, не оторвать. Мама с большим трудом увела Ниночку в туалет в хвосте. Идут обратно. Остановились. Разглядывают. Карабас смягчился и подарил Ниночке шоколадку, чтобы мама смогла ее увести.



Следом подходит другой пассажир. Говорит:

– Здрасьте. Студентка, комсомолка, спортсменка и, наконец, просто красавица!

Володя терпел и снисходительно улыбался. Потом еще один человек:

– О, товарищ Шпак! Два магнитофона импортных, две куртки замшевые…

Так продолжалось на протяжении всего полета (у каждого из нас – свой Этуш). Но Володя перенес его стойко. Он давно ведь привык к своей немеркнущей славе.

 

У Володи был не самый легкий период в жизни, когда он остался один. Однажды он поделился со мной переживанием:

– Представляешь, – говорит, – играю вчера спектакль и чувствую, что мне все время что-то мешает. Мешает и всё. Сегодня – снова. Я чувствую – чьи-то глаза, направленные на меня, как перископ. А я же не люблю смотреть в зал, но постоянно ловлю на себе столь пристальный взгляд…

 

Дело дошло до того, что Этуш пожаловался администратору: дескать, что происходит. Администратор развел руками:

– Владимир Абрамович, ничего не можем сделать. Приходит девушка с билетом в первый ряд и следит за вами на протяжении всего действия.

Этуш взмолился:

– А нельзя ли пристраивать ее где-то подальше от сцены?

 

Потом прошло время. Мы вновь созвонились:

– Володя, как поживаешь?

– Ничего.

– Как же ты один? Может, тебе помочь в чем-то?

– Не надо...

– Есть кто-то, кто помогает тебе?

– Да.

А спустя несколько месяцев он познакомил меня с Леной – оказалось, что это и была та самая поклонница. Сколько времени прошло, но они по сей день неразлучны. Леночка очень его бережет и, безусловно, дает ему силы.

 

Для меня Этуш легенда еще и потому, что он прошел войну. Как любой настоящий фронтовик о своих боевых заслугах Володя, конечно, никогда не рассказывает – слова не вытянешь, но однажды мы заговорили с ним о мужской принципиальности, и он вдруг рассказал, что как-то на фронте на него накричал командир – лихой, резкий человек.

– Я тебя пристрелю!

Но Володя и сам человек темпераментный, за словом в карман не полез и тоже схватился за пистолет:

– Это я тебя пристрелю. Посмотрим, кто первый.  

Крикун мгновенно смягчился, и после того случая зауважал Володю (их вражда, как ни странно, даже в дружбу переросла).

 

Понятие достоинства – одно из главных качеств у Владимира Абрамовича. И проявляется это во всем – в отношении к друзьям, к партнерам, к студентам… Сегодня, когда преобладает эстетика небрежности, граничащая с неряшливостью, Володя остается одним из тех редких людей, кто опрятен во всем: не только в своих делах и поступках, но и в одежде. То как он носит костюм, всегда ставилось в пример студентам театральных вузов. Безупречный стиль. Он и пальто тебе может подать, чему я с непривычки очень удивился однажды. Но Этуш ответил:



– Меня так Завадский научил. Ели я человека уважаю, если он заслуживает этого, то я могу подать ему пальто.

С тех пор я делаю то же самое. Ну дамам-то лучше подавать пальто всегда и везде, а вот мужчинам не всегда полагается, а только в виду уважения и заслуг.

 

Иногда я думаю: Володя, конечно, достоин того, чтобы всю жизнь у него учиться. Это не дифирамбы, а давно открытая истина.

Несколько лет назад я сыграл Князя К. в «Дядюшкином сне» Театра Ермоловой. Так совпало, что вскоре я встретил Этуша (он ведь играет аналогичную роль в Театре Вахтангова).

– Ну что? Ты отважился сыграть то, что я играю уже давно? – и бровь так хитро вверх ползет.

– Да, Володь, да, играю.

– Приду посмотрю.

Я оробел:

– Ну, хорошо, приходи, но только заранее предупреждаю: не расстраивайся.

– Хорошо играешь, что ли?

– Очень по-своему. На тебя непохоже.

– Ну, проверим-проверим! – сказал он с лукавой своей улыбкой.

 

Он вообще всегда умеет гениально анекдот рассказать к месту – чтобы взбодрить и взбодриться. Разнообразная он личность и очень серьезная, а иногда и очень смешная, как и должно быть у человека выдающегося.

 

А что до звания «Легенда сцены», то оно ему в самый раз, а может даже, и маловато уже. Я же по воле «Театрала» тоже получил такую награду несколько лет назад, но мне, я считаю, просто повезло, а он-то уж точно легенда! Давайте посчитаем количество его ролей и в театре, и в кино. А еще его концерты, а его педагогический огромный опыт? И так далее и так далее. Это все не на одну легенду тянет.

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.