В Мире Театра!

Владимир Панков: «Полтора года мы будем ставить только современную драматургию»

Новый худрук Центра драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина, где недавно по решению Департамента культуры объединились несколько театральных площадок, рассказал «Театралу» о новых направлениях развития Центра, а также о преимуществах и конфликтах, порожденных «оптимизацией».

– Владимир, после многих лет скитаний по чужим площадкам, вы обрели сразу несколько помещений. Хозяйство вам досталось не в лучшем состоянии – все помещения требуют ремонта. Когда вы соглашались – знали, как обстоят дела?
 
– Меня удивляет, когда подобный вопрос задают человеку, театр которого, под названием «Саундрама», двадцать лет существовал без денег, без помещения, на чемоданах. Конечно, согласился! Да, ЦДР сейчас в сложном положении: нужен ремонт, надо залатать дыры, стабилизировать финансовую составляющую, мы меняем полностью билетный стол, разрабатываем новые логотипы, происходит ребрендинг... Хотя я пока мало имел возможности заниматься ЦДР, поскольку не мог отменить те проекты, которые давно обещал сделать (с августа по октябрь ставил «Демона» в Бишкеке, а теперь еду ставить «Трех сестер» в БДТ). Но я же не один! Моя команда активно работает, переписывается с чиновниками, нам все обещают. И я активно включаюсь в эту работу, мне самому хочется в прямом и в переносном смысле построить театр! Я – альтруист! Верю, что, если человек говорит «да!», то он имеет в виду «да!». Пока чиновники меня не подводили.
 
– Много обещают?
 
– Есть основания надеяться на лучшее, но я морально готовлюсь к тому, что в ближайшие полтора–два года финансы не позволят нам радовать зрителя шикарными декорациями. Что все придется делать «на коленках». Что, создавая спектакль, будем тащить на сцену мебель, найденную на помойках. Но ведь ограничения могут натолкнуть и на художественные идеи! Имея большую практику работы в серьезных театрах, где бюджет позволяет рассчитывать на хорошие декорации костюмы (я уже не говорю о Чеховском фестивале, который очень ответственно подходит к качеству оформления спектакля), я только что в Бишкеке получил отличный опыт постановки в стесненных обстоятельствах. Там в Русской Драме ситуация такова, что не было ничего, кроме денег на пошив костюмов. И я придумал декорацию для «Демона», которая не ударила по бюджету – гора щебенки. И это оказалось прекрасно!
 
– В каких направлениях будет идти творческий поиск в стенах ЦДР эпохи Панкова?
 
– Структура, к которой мы стремимся – практически, то, что я когда–то задумывал в миниатюре, создавая «Саундраму». А теперь, в результате, так называемой, чиновничьей «оптимизации», у меня появилась возможность построить целую сеть маленьких разноплановых театров. Вчера, например, открыли театр поэтов под руководством Влада Маленко – помещение бывшего театра «Киноспектакль» на Патриарших прудах, которое будет его резиденцией, пока ждет ремонта, поэтому церемония открытия состоялась на сцене на Беговой. Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов – кукольники, чей спектакль «Путешествие в страну Джамблей» в Пермском оперном театре произвел на меня сильное впечатление, – будут делать в нашем Центре свой экспериментальный театр, на стыке кукольного и музыкального. Существует немало молодых хореографов, у которых, практически, нет шансов заявить о себе – мы пригласили Лейлу Гучмазову и Катю Кислову, которые будут вести это направление. Пусть и в небольшом зале, но камерная пластическая работа может у нас поместиться. Наконец, хочу поддержать то, что сегодня совсем в упадке – аутентичный русский фольклор. Екатерина Кислова сейчас сделала спектакль «Девять» с легендарным коллективом традиционной музыки «Народный праздник». Считаю, что через носителей традиционной русской музыки, которые остались в деревнях, передаются знания не только фольклорного материала (слова и музыка), но и знания о человеке. Внутренний мир начинает меняться в результате общения с этими настоящими людьми. Было бы хорошо сделать в ЦДР архив народной музыки, чтобы фольклорные коллективы появлялись в Центре и делали совместные проекты с художниками разных направлений.

– А драматическое направление?
 
– Мы набрали стажерскую группу режиссеров–выпускников РАТИ разных школ – Крымова, Каменьковича, Кудряшова и Женовача. Мария Капрар, Алексей Золотовицкий, Дмитрий Кришин и Александр Барменков, которые начинали работать над спектаклем «Москва – открытый город/ переход». Кроме того, мы формируем группу молодых драматургов, руководимую Еленой Исаевой и Олей Михайловой – они начнут с того, что напишут скетчи–монологи для постановки «Москва – открытый город/переход», которую мы выпустим в апреле. Это будет некое развитие давнишнего проекта ЦДР «Москва – открытый город», объединяющее высказывания представителей разных социальных групп, которых мы можем встретить в московском подземном переходе. «Переход» здесь – ключевое слово: подразумевается и переход от жанра к жанру, от одной модели театра к другой.
 
– Как активно действующий режиссер, со своей театральной эстетикой, готовы ли вы договариваться со столь разными ребятами? Не помешает ли профессиональная ревность?
 
– Я, мне кажется, дожил до такой профессиональной стадии, когда у меня уже нет ревности к другим режиссерам. И нет самоцели поставить спектакль. Для меня зависть и ревность – это когда видишь работу в театре, в музыке или в живописи, которая тебя вдохновляет. Для меня победа будет тогда, когда начинающий режиссер заявит о себе в ЦДР– и это станет успехом. Потом его позовут в большие театры – и я буду только рад, что причастен к его «открытию». Как в свое время в Центре Драматургии при Алексее Казанцеве стартовала «Красная нитка» Пан–квартета, из которого выросла потом «Саундрама».
 
 
– Бывшее помещение Открытой сцены, которое Департамент культуры сделал одной из резиденций ЦДР, Департамент культуры подумывает вернуть Анатолию Васильеву под его новый проект. Как вы относитесь к этому решению?
 
– От нас здесь ничего не зависит! Чиновники должны решить, передают они это помещение Анатолию Васильеву, или нет. Мы не просто не хотим, мы даже просто не можем сказать: «Нет! Мы не отдадим это Васильеву!» Мы–то как раз отдадим – это было бы честно и благородно! У нас здесь сейчас даже спектакли не идут – мы все остановили, собрали пакет документов и ждем, когда наверху примут решение. Я даже не знаю, хочет ли великий мастер вновь обрести это помещение.
 
 
– В октябре Николай Рощин опубликовал в фейсбуке возмущенное письмо о том, что не выполняются обязательства, взятые на себя вами и Департаментом культуры в отношении созданного им театра А.Р.Т.О, который тоже интегрировали в Центр драматургии и режиссуры.
 
– После моего вступления в должность, Коля позвонил мне, мы встретились, и он рассказал мне о слиянии АРТО с ЦДР. По договоренности с Департаментом культуры оно должно произойти к концу года, когда будет готова вся формальная часть. Тогда же, в результате слияния в труппу войдут 9 артистов АРТО. Мои обязательства заключаются в том, что я сохраню его труппу, и я бы хотел, чтобы Рощин имел возможность приезжать в Москву и делать с ними спектакли, репетировать. Никаких актов передачи еще не было, никакой интеграции пока не произошло, и ни сдержать, ни не сдержать данных обещаний я пока не мог!
 
 
– Будет ли какой–то отбор в доставшейся вам труппе ЦДР?
 
– Огромное спасибо Валерию Шадрину, благодаря Чеховскому фестивалю я много раз приезжал работать в новую страну к незнакомым людям. Благо, со мной всегда была и моя многонациональная постановочная команда. Но это такой мастер–класс, на котором учишься так выстраивать отношения, чтобы новые люди стали твоими единомышленниками! Это должно произойти и здесь. Хотя – насильно мил не будешь. Может оказаться, что какому–то артисту это не близко.
 
 
– И актер может оказаться тебе не близок...
 
– Сначала надо показать актеру: вот, я открыт, давай! Широко разведя руки, как в народном танце, где присутствует такая семантика. Случалось, что актер в ответ: «Нет, не хочу!» Но я говорил себе: «Подожди, я ведь уже начал работать с ним, надо доводить до конца». Шел до конца и, со временем, понимал, что сделал ошибку – потом этот человек все равно портил работу, в которой участвовал. Поэтому, если такое возникает, лучше дать человеку выбор: хватит совести – ты напишешь заявление и уволишься, не хватит – останешься и будешь получать деньги ни за что. Выбор должен быть за самим актером.
 
 
– Свой новый моноспектакль в ЦДР репетирует сейчас Клим. Надеетесь ли вы на его спектаклях заполнить зал целиком?
 
– Я буду поддерживать его всячески! Чтобы о нем узнало, как можно больше людей. Но и он должен пытаться интегрироваться в новую структуру. У любой лаборатории есть начало и есть конец. Я сам люблю экспериментировать, экспериментировать можно годами и над какой–то одной деталью – например, над существованием на сцене без точек или без запятых. Но надо ставить временной лимит! И двигаться дальше. Мы очень хорошо поговорили с Климом. Он показался мне симпатичным, ироничным человеком и очень хорошим артистом! А тут вдруг у нас на спектакле Клима трубы рвануло – вся Москва возбудилась: это диверсия против Клима! Так же, как и любое неосторожное слово или движение трактуют, как интригу против Рощина.

 
– В вашем Центре будет жить только современная драматургия?
 
– Первые полтора года мы ставим только современную драматургию. Это – принципиально. Чтобы выработался почерк. Потом перейдем к классике. Потом к античной трагедии. Я так и курс в РАТИ веду – от современного к архаике.
 
 
– Парадоксальным образом ваша «Саундрама» пока не вошла в структуру ЦДР...

– Дополнительных ставок для моих артистов пока не дали. Я сейчас занимаюсь всеми – Климом, Владом Маленко, небольшой труппой Коли Рощина, – но не «Саундрамой». Численность коллектива всегда «блуждала», потому что все там – альтруисты, не алчущие денег. Надо отдать должное ребятам – за все эти годы бескорыстных скитаний... Но в конце сезона 30 человек, составляющие сегодня труппу ЦДР, и «Саундрама» должны объединиться в проекте «Москва – открытый город/Переход». И в последующей постановке, по пьесе Алексея Казанцева «Старый дом», премьера которой, видимо, откроет будущий сезон, «Саундрама» примет участие, надеюсь, как часть ЦДР.

teatral-online.ru

© В МИРЕ ТЕАТРА

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.