В Мире Театра!

Война между искусствоведами и физиками

Борьба между специалистами в сфере определения художественных подделок обусловлена различными подходами к оценке.

 

«Криминальному искусствоведению» посвящена целая кафедра университета Западного Колорадо. Профессор кафедры Джеффри Тейлор основал первую лабораторию, специализирующуюся на оценке подлинности картин, а также методов их восстановления. Недавно Тейлор провел лекцию в МГУ на тему взаимосвязи науки и искусствоведения на современном этапе и способов отличия оригинальных картин от очень качественных подделок.

На самом деле активный интерес химиков и физиков к культуре и искусству в последнее время обусловлен спецификой проблемы: подделка произведений искусства становится все более серьезной экономической проблемой, касающейся культурных и творческих центров. По всему миру можно найти людей, которые готовы приложить колоссальные усилия и средства для подделки различных памятников творчества, в том числе картин. Хотя, не стоит забывать, что процесс подделки существует примерно так же долго, как и само искусство. Но методики исследования картин на предмет подделки, позволяющие отличать оригинал от имитации, постоянно совершенствуются.

 

Примечательно, что процесс анализа «на оригинальность» не всегда проводится правильно. Некоторые исследователи ненамеренно, а иногда и осознанно допускают методологические неточности и ошибки. И порой настоящей целью таких «экспертов» является не только и не столько выявление имитации, сколько попытка доказать свою точку зрения. К счастью, настоящих ученых пока все же больше, чем «псевдоспециалистов» подобного рода.

Два основных параметра, определяющих всю работ в данной области, тесно переплетаются между собой - это финансовая составляющая и стремление к уверенности в том, что человек обладает настоящим произведением искусства, а не имитацией. Поэтому заявления профессионалов об отношении той или иной картины или скульптуры к подделкам или оригиналам может запросто опустить ее ценность «до нуля» или наоборот поднять ее до немыслимых высот.

 

Искусство - это, пожалуй, единственная экономическая сфера, в которой существует категория под названием «суперцены». Ее суть можно выразить простым примером: если картину с маками нарисует обычный человек, то ни один ценитель искусства не даст за нее и десяти долларов, а если бы то же самое изобразил Ван Гог, то ее стоимость оценивалась бы в сотню миллионов долларов. При этом картины могут быть абсолютно идентичными с физической точки зрения - одинаковые холсты, кисти, краски и даже техника работы, но вот стоимость - единственный параметр, который будет отличать их кардинально.

У мира искусства свои собственные исторические законы развития, они особые: миллионы существующих и существовавших художников, чьи работы и биографии запомнить просто невозможно, наряду с ними есть ряд суперзвезд, известных всем и каждому. Например, вряд ли кто-то помнит всех импрессионистов, но самых знаменитых, таких как Ренуар, Пикассо и Моне, знает даже любой обыватель. Собственно в этом и кроется основная причина баснословной цены работ великих художников, при том, что безызвестные, хоть и весьма талантливые художники, продавая свои работы, порой не могут окупить затраты на холст и краски.

 

Некоторые неизвестные творцы рассуждают так: настолько известным и успешным, как Рембрандт, я никогда не стану, но применить свои умения для достижения подобного результата, можно попытаться. Так возникают подделки. Интересно, что существует немало примеров, когда и имитации, и их авторы добивались успеха и становились почти такими же знаменитыми, как те художники, чьи работы они подделывали. Венгерский художник Элмир де Хори копировал работы великих художников тысячи раз, он продавал их в картинные галереи всего мира. Когда факт подделки вскрылся, художник проснулся знаменитым. Про него даже был снят фильм под названием «Ф как фальшивка». Среди работ де Хори копии картин Матисса, Пикассо, Модильяни, которые продаются с аукционов за десятки тысяч долларов. Парадокс в том, что теперь уже «великого мастера подделок» де Хори начали подделывать другие умельцы. Более того - к нему теперь приходят с просьбами определить, является ли его работой купленная ими картина. Кстати, пару лет назад ему показали по такой причине сразу две подделки, торговавшиеся на новозеландском аукционе.

Другой известный фальсификатор Эрик Хебборн издал целое пособие для правильного изготовления подделки. Но в его случае была своя специфика: например, он занимался подделкой картин, написанных только на обычной бумаге. При этом он тайком вырезал пустые страницы из старых книг в лондонских библиотеках, сам готовил краски по технологиям, используемым художниками и производителями красок 19-го века. Все это сильно затрудняло работу экспертов, определявших подделку.

 

В России проверить картину на подлинность можно в компании «Научно-исследовательская экспертиза имени П. М. Третьякова». Здешние специалисты обрабатывают более ста картин и иных произведений в месяц. По статистике, как минимум, половина из них оказываются фальшивками.

Все подделки можно условно разделить на три категории:

  • перелицованные картины - когда стирают подпись автора на картине и подписывают ее именем фальсификатора;
  • создание картины заново - после счистки краски с холста, по нему пишут заново;
  • ошибочное определение работы, когда она приписывается другому автору.

Стоит отметить, что даже работы знаменитых мастеров, не всегда написаны ими лично. Так, некоторые фрагменты картины у художника Перуджино «Мадонна с младенцем» написаны его учениками. И это не единственный пример такой «коллективной» работы - в эпоху Ренессанса эта практика имела широкое распространение в мастерских художников.

 

VladTime

© В МИРЕ ТЕАТРА

Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля
Внимание: все отзывы проходят модерацию. Нажав кнопку "отправить", вы даете согласие на обработку своих персональных данных.